МВД России завершило расследование в отношении экс-президента обанкротившегося Внешпромбанка Ларисы Маркус и бывшего вице-президента кредитной организации Екатерины Глушаковой. Они обвиняются в особо крупном мошенничестве — хищении около 1 млрд рублей. средств Внешпромбанка путем выдачи заведомо невозвратных кредитов подконтрольным им фирмам. Еще один фигурант дела, брат госпожи Маркус и бывший совладелец банка Георгий Беджамов, скрылся от следствия в Монако, князь которого Альбер II отказал Генпрокуратуре России в его экстрадиции. Дело в отношении него и "не установленных следствием" соучастников еще расследуется.
Как стало известно "Ъ", на днях адвокаты бывшего президента Внешпромбанка Ларисы Маркус и бывшего вице-президента — директора департамента кредитования и депозитных операций Внешпромбанка Екатерины Глушаковой подписали протокол об окончании следственных действий и приступили вместе со своими подзащитными к ознакомлению с материалами дела. Адвокат Вячеслав Леонтьев, представляющий интересы госпожи Глушаковой, отказался огласить ее позицию по предъявленному обвинению, сославшись на отсутствия согласия клиента. Он лишь пояснил, что, по его мнению, сам процесс ознакомления вряд ли займет больше двух-трех месяцев, так как большая часть собранных следствием материалов касается других фигурантов скандального уголовного дела. Адвокат также отметил, что Екатерина Глушакова по-прежнему содержится в 6-м "женском" СИЗО Москвы в Печатниках. Защита ранее неоднократно просила суд изменить меру пресечения на любую другую, не связанную с содержанием под стражей, но безуспешно. В частности, адвокаты настаивали, что инкриминируемое женщине преступление относится к сфере предпринимательской деятельности, а потому максимально возможная мера пресечения — это домашний арест. "У нас были и другие доводы, но нас не услышали",— заявил господин Леонтьев.
Адвокат Ларисы Маркус Сергей Бельчич, ранее, кстати, представлявший интересы ее брата Георгия Беджамова, от комментариев воздержался. В свою очередь, Мосгорсуд, согласившись с ходатайством следствия, продлил госпоже Маркус и госпоже Глушаковой сроки арестов до апреля следующего года, то есть на время предполагаемого ознакомления с материалами дела.
Их дело, кстати, было выделено в отдельное производство — при этом основное расследование продолжается. Ведется же оно в отношении бежавшего за границу Георгия Беджамова и его предполагаемых соучастников — неких "не установленных следствием" лиц.
Уголовное дело о хищениях во Внешпромбанке 18 декабря 2015 года возбудил Следственный департамент МВД, квалифицировав происшедшее как мошенничество в особо крупных размерах (ч. 4 ст. 159 УК РФ). В этот же день ЦБ ввел в банке временную администрацию, а через месяц лишил кредитное учреждение лицензии. В марте Внешпромбанк был признан банкротом. Сам кризис в банке начался после проверки ЦБ, обнаружившей "дыру" в 140-145 млрд рублей. По последним данным АСВ, общая задолженность банка перед кредиторами на конец осени составляет 230,269 млрд рублей.
Лариса Маркус была задержана, а потом взята под стражу с санкции Тверского райсуда уже на следующий день после возбуждения уголовного дела, а спустя еще несколько дней процедура повторилась в отношении Екатерины Глушаковой. По версии следствия, они причастны к хищению 877 млн рублей путем выдачи подконтрольным им фирмам заведомо невозвратных кредитов. Сами фигурантки свою вину категорически отрицали, настаивая, что нельзя говорить о фиктивности сделок, так как кредиты в то время еще обслуживались.
Между тем Георгий Беджамов, являвшийся на тот момент также руководителем Российской федерации бобслея и скелетона, успел выехать за границу еще до начала расследования. Как уверяли его адвокаты — для лечения и операции на сердце. В результате его объявили сначала в федеральный, а затем и в международный розыск. Господин Беджамов обосновался в Монако, главу которого, князя Альбера II, являющегося членом Международного олимпийского комитета и участником соревнований по бобслею пяти Олимпиад, он знал как спортивный функционер. Тем не менее 21 апреля Георгий Беджамов был задержан полицией Монако как находящийся в международном розыске. Сначала он был помещен в местную тюрьму, напоминающую по условиям содержания скорее отель, но затем отпущен под залог. Позже Монако и лично Альбер II отказали российской Генпрокуратуре в экстрадиции беглого банкира, сославшись в том числе и на состояние его здоровья. При этом на решение властей карликового государства не повлияло даже то обстоятельство, что список обвинений у Георгия Беджамова шире, нежели у его арестованной в России сестры. Как рассказывал "Ъ", помимо хищения миллиарда ему также вменяется в вину эпизод, отдающий откровенной уголовщиной, о выдаче кредитной карты Внешпромбанка с установлением кредитных лимитов повару-иностранцу, работавшему у Георгия Беджамова. По версии российского МВД, без ведома мужчины со счета снимались крупные суммы, которые уходили, в частности, на личные нужды совладельца Внешпромбанка. Общий ущерб от хищения оценивается в €60 тыс.