Если высокопоставленный силовик получает от бизнесмена или чиновника десятки дорогих гаджетов, другие подарки и всевозможные услуги, стоимость которых может превышать миллион рублей, можно ли это назвать взяткой? При том, что силовик имеет возможность повлиять на судьбу дарителя? Ответ очевиден для всех, но только не для военных следователей, которые спасовали перед генералом ФСБ Иваном Ткачевым и замяли дело. Вместо наказания Ткачев получил очередное звание, а бывший глава Серпуховского района Александр Шестун, который и рассказал о взятках для чекиста, находится в СИЗО по обвинению в мошенничестве.
Шоу, дельтапланы и барельеф Путина
Накануне стало известно, что президент повысил начальника управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ Ивана Ткачева до генерал-лейтенанта. При этом ранее сообщалось, что Ткачева должны были повысить в должности — он должен был занять пост начальника управления ФСБ по Москве и Московской области, но этим планам помешал бывший глава Серпуховского района Подмосковья Александр Шестун. В марте текущего года Шестун написал заявление, в котором подробно изложил, как генерал Ткачев вымогал у него взятки за госзащиту по громкому «делу подмосковных прокуроров», в котором Шестун являлся ключевым свидетелем.
В своем заявлении политик указал, что он на протяжении многих лет ежегодно дарил Ткачеву дорогие подарки — ка на день рождения, так и в День ФСБ, который отмечается 20 декабря. Началось это с фразы чекиста, уверяет Шестун: «Ткачев сказал как-то: «Какая от тебя польза для меня?». Я воспринял его слова как требование взятки за покровительство, чтобы не оказаться без госзащиты».
Сперва глава Серпуховского района принес силовику десять профессиональных диктофонов, но тот сказал, что лучше айфоны — «Там много функций: диктофон, фото, видео, мессенджер и т.д». Как пишет Шестун, генерал говорил, что просит технику для своих сотрудников, но позже выяснилось, что подарочные гаджеты были передарены Ткачевым своим родственникам или начальникам. Но и себя генерал не обделял, уверяет автор заявления.
«Лично для Ткачева всегда в качестве взятки я отдавал ему лично телефон с позолотой, с символикой ФСБ и барельефом Путина В.В. и др. предметы. Также я дарил ему коллекцию наград моего отца (покойного), который был коллекционером, состоящую из очень ценных орденов. Примерно на сумму 2 миллиона рублей», — пишет в своем заявлении Александр Шестун.
Он отмечает, что был не единственным дарителем. В День ФСБ приемная влиятельного чекиста была заполнена разными бизнесменами, в том числе скандально известными, которые приносили с собой «большие сумки и кейсы», а выходили с пустыми руками. Подарки получал не только сам Ткачев, говорит Шестун, но и его заместители Полетаев А.А. и Григорян Д.
Всего, по словам экс-чиновника, «подарки» Ивану Ткачеву за период с 2010 года по 2018 год потянули на сумму свыше 10 млн рублей, а его подчиненным — на сумму более 4 млн рублей. Например, Шестуну приходилось организовывать празднование юбилея «шестерки» ФСБ, а также туристический выезд семей сотрудников управления.
«По настоянию Ткачева, который привез меня за неделю до юбилея 6-ой Службы УСБ ФСБ РФ в ресторан Фата-Моргано (Подколокольный переулок, дом 13, строение 1 в Москве), я организовал и оплатил шоу из известных артистов на сумму 2 млн рублей. Также я часто организовывал отдых в отелях Серпуховского района Ткачеву и его подчиненным. Самый крупный выезд Ткачева со всеми его замами и с их женами, включая супругу Ткачева, был 22–24 мая 2015 года. Эта компания насчитывала более 10 человек. Помимо проживания и организации питания различными деликатесами и элитным спиртными напитками, они катались на гидроциклах, квадроциклах, мотодельтапланах, мотопарапланах», — отмечает Шестун. Этот уик-энд чекистов обошелся ему в миллион рублей.
Также в числе презентов были: элитный алкоголь, золотые часы «Улисс Нардин», коллекция ценных орденов в дубовом оформлении стоимостью около 2 млн рублей и даже арктические сапоги.
Межведомственный футбол и незадокументированная взятка
С момента подачи заявления Шестуном прошло более полугода, но чекист Иван Ткачев по-прежнему не является фигурантом уголовного дела и даже получил новые звезды на погоны. Как выяснило издание «Снаружка», этому поспособствовала небывалая лояльность со стороны военных следователей, которые всеми способами пытались отвертеться от проверки по заявлению Шестуна.
Так, сперва Московское военно-следственное управление (МВСУ) СКР отказалось считать официальное письмо Шестуна, написанное на имя главного военного прокурора, заявлением о преступлении. Эта уловка позволила не проводить доследственную проверку.
После того, как нежелание следователей вести проверку было обжаловано адвокатами Шестуна в Московском гарнизонном военном суде, следователи через Главное военное следственное управление выбили для себя право проводить проверку не 10 суток, как указывает УПК, а все 30. Затем последовало еще одно продление сроков. «Доследственная проверка длится уже более 60 суток и за данный срок ничего не предпринято. В частности, был лишь опрошен в СИЗО сам Александр Шестун, однако следствие не вызвало для опроса ни Ткачева, ни других лиц, упомянутых в заявлении, не проведены необходимые проверочные действия», — заявил тогда один из представителей Шестуна.
Далее следователи МВСУ направили материалы проверки в ГВСУ для принятия процессуального решения.
«Это совпало с весьма странными событиями. Источники «Снаружки» рассказывали, что в день поступления материалов там было замечено большое количество сотрудников ФСБ РФ, проводивших некие мероприятия. Поэтому неудивительно, что меньше, чем через неделю ВСУ вернуло материалы обратно в МВСУ без всякого решения», — пишет издание.
Данные «Снаружки» совпадают с теми, которые уже были изложены ПАСМИ. 31 июля в здании Главного военного следственного управления СКР присутствовали не только сотрудники ФСБ, но и председатель СКР Александр Бастрыкин. Некие влиятельные лица провели с Бастрыкиным беседу по поводу Ткачева, после чего главе СКР потребовалась медицинская помощь. Видимо, тогда же и было принято окончательное решение по заявлению Шестуна и дальнейшей проверке Ткачева. Необходимо было только это решение юридически оформить.
К процессу подключилась прокуратура московского военного гарнизона. В октябре военные прокуроры смогли оспорить в Московском окружном военном суде решение нижестоящего суда, который признал незаконным бездействие следователей. Таким образом генерала ФСБ Ивана Ткачева спасли от уголовного дела — коррупционные факты, которые изложил Шестун, больше нельзя было проверить.
Прокуратура назвала доследственную проверку незаконной, указав, что заявление о взятках со стороны Шестуна носит «общий и декларативный характер». Также заявитель якобы не указал в своих заявлениях место и время совершения преступлений, а также не подтвердил документально, что Ткачев эти взятки получал.
«Ну и вообще, заключил прокурор, все эти заявления являлись для Шестуна лишь способом опозорить российские спецслужбы, а самому уйти от ответственности. ВРИО руководителя МВСУ Константин Белов требование (прекратить проверку) с радостью выполнил. Тем более, больше не было решения суда, обязывающего изучать сообщение о преступлении. При прекращении проверки Белов указал следующее: «заявление Шестуна не содержат достаточных данных, указывающих на признаки преступления»; «заявление Шестуна относительно назначения переданных им товаров и ценностей, а также оказанных услуг сотрудникам ФСБ России при условии отсутствия объективных сведений о совершении в его пользу или в пользу иных лиц каких-либо действий, в том числе незаконных, нельзя считать достаточными для начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы других лиц, в рамках проверки сообщения о преступлении»«, — цитирует «Снаружка» выдержки из прокурорского постановления.
В итоге заявление Шестуна было направлено в Управление собственной безопасности ФСБ, где оно благополучно пролежало несколько недель и вернулось в МВСУ.
Справка PASMI:
Александр Шестун был арестован в июне 2018 года, ему предъявили обвинения в мошенничестве, легализации денежных средств, полученных в результате совершения преступления, и незаконной предпринимательской деятельности. В феврале 2019 года Шестуна дополнительно обвинили в получении взяток на 9,9 млн рублей и возбудили дело по ч. 6 ст. 290 УК.
Ранее чиновник записал обращение к Владимиру Путину
, в котором заявил об угрозах, поступающих со стороны генерала ФСБ Ивана Ткачева и руководителя управления внутренней политики администрации президента Андрея Ярина, требовавших его ухода с поста.