Дело Baring Vostok, которое вовсе не закончилось с освобождением под домашний арест Майкла Калви, грозит испортить отношения России с французским бизнесом. Соотечественники партнера Baring Филиппа Дельпаля, который, как и другие фигуранты дела, остался в СИЗО, отказываются от поездок в Россию и грозят приостановкой инвестпроектов. Патрик Пуянне, гендиректор нефтегазовой Total, вложившей в Россию больше $10 млрд, дважды ставил этот вопрос перед Владимиром Путиным
, выяснила Financial Times.
Крупнейший инвестор против. Патрик Пуянне дважды поднимал вопрос об аресте Дельпаля в разговоре с Путиным – во время личной встречи и на встрече руководителей французских компаний с российским президентом 18 апреля, узнала FT от бизнесменов, лоббирующих освобождение инвестора. Гендиректор Total при этом отметил, что отношение к Дельпалю повлияет на то, как инвесторы воспринимают Россию, «потому что для инвестиций нужно доверие».
Слова Пуянне имеют вес в Кремле, отмечает FT. Total — один из крупнейших западных инвесторов в Россию. Компании принадлежат 16,5% компании «Новатэк» и доли в ее проектах – 20% акций в «Ямал СПГ» и 10% в «Арктик СПГ – 2». Всего Total вложила в нетегазовые проекты в России $10 млрд, говорил Пуянне в 2018 году.
Заморозка инвестиций. На прошлой неделе несколько крупных европейских бизнес-ассоциаций публично призвали освободить из-под стражи Дельпаля и других фигурантов дела Baring. Французские бизнесмены отменяют свои поездки в Россию и готовятся заморозить планы инвестиций в экономику страны. «Мы все знаем, что обвинения беспочвенны. Это проблема России, и они должны найти ей решение», — сказал FT источник, знакомый с планами французских бизнесменов.
Прежде чем осуществлять планы, связанные с Россией, бизнесмены сначала хотят посмотреть, выпустят ли партнеров Baring Vostok, сказал FT глава Франко-российской торгово-промышленной палаты Эммануэль Киде, принимавший участие во встрече с Путиным. Ситуация может проясниться после следующего заседания суда по делу Дельпаля, которое пройдет в мае. Все 600 французских компаний, работающих в России, ждут этого решения, и в случае отрицательного исхода могут повысить уровень протестов, пишет FT.
Непубличный протест. Решению о переводе под домашний арест основателя Baring Vostok Майкла Калви предшествовали протесты властей США, а американская делегация во главе с послом Джоном Хантсманом грозила бойкотировать Петербургский экономический форум. Французские чиновники, напротив открыто в защиту Дельпаля не высказывались – возможно, потому что и они, и бизнесмены не хотят политизировать это дело, говорят источники FT.
Путин и дело Baring Vostok. Владимир Путин
высказывается об аресте партнеров Baring Vostok с осторожностью. Через своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова он передавал, что не намерен вмешиваться в ход расследования. В феврале на закрытой встрече с главными редакторами российских СМИ Путин ссылался на позицию ФСБ, которая не считает, что речь идет о простом корпоративном конфликте. Но с тех пор позиция президента могла измениться — в начале апреля источники в окружении Майкла Калви рассказывали The Bell, что за бизнесмена ходатайствовали больше десятка его влиятельныхз знакомых, и в Кремле «кажется, услышали доводы в его защиту». Через несколько дней после этого Калви был переведен под домашний арест.
История вопроса. Kалви и других фигурантов дела задержали в Москве в феврале по обвинению в хищении 2,5 млрд рублей из банка «Восточный». О том, кто стоит за уголовным преследованием и в чем суть претензий обвинителей, The Bell подробно рассказывал здесь. О том, что Калви могут перевести под домашний арест, The Bell рассказывали сразу семь человек. За Калви просило слишком много людей, кажется, «лед тронулся», говорил один из них. Четырех других фигурантов суд оставил в СИЗО, продлив им арест до 14 июля.