«Курганстальмост» пытается взять под контроль банкротство крупного производителя железобетонных изделий региона – «Комбината каркасно-строительных технологий», – ранее привлекавшегося на подряды по госконтрактам. После многочисленных жалоб субподрядчиков, невыплат зарплат и проверок ФНС предприятие сократило активы и ушло в убытки, а близкие руководству завода лица вышли из состава учредителей. В течение минувшего года комбинат продавал свою продукцию почти в 2 раза дешевле себестоимости и в результате пришел к убыткам в сотни миллионов.
Представители отрасли указывают на вероятные управленческие недостатки со стороны руководства компании, а адвокаты – на оперативность реакции налоговых органов, почувствовавших предбанкротное состояние актива и возможную потерю государством крупных средств. Банкротство, в ходе которого неизбежно будут вскрыты сделки за минувшие 3 года, по мнению экспертов, вероятно, обернется негативными последствиями и для «Курганстальмоста». Однако пока основная часть кредиторов, включая курганского гиганта, чьи требования составляют более половины от общего объема долга, от влияния на процедуру наблюдения отодвинута.
Арбитражный суд Курганской области отложил первое собрание кредиторов ООО «Комбинат каркасно-строительных технологий» в связи с включением в третью очередь кредиторов на данный момент только одного юрлица с требованиями в 4 млн рублей.
В целом о долгах на общую сумму более 400 млн рублей заявило 14 кредиторов.
Инициатором банкротства выступило управление ФНС по Курганской области, заявившее о задолженности государству в 36 млн рублей. Самые крупные требования – 229 млн – в рамках банкротства предъявило ЗАО «Курганстальмост», ранее не пытавшееся истребовать этот долг в судебном порядке.
Отметим, крупный региональный производитель и застройщик «Курганстальмост» поддерживал «Комбинат КСТ», открывшийся в 2018 году на базе ранее прекратившего работу завода крупнопанельного домостроения в Кургане. Руководство нового предприятия, где 55% уставного капитала изначально контролировал Владимир Лукин и 45% — Наталья Кузовлева, уверяло, что завод будет обеспечен спросом на 10 лет вперед и в короткий срок нарастит численность персонала.
Предприятие выступало субподрядчиком на проектах «Курганстальмоста» и действительно нарастило обороты – выручка увеличилась с 57 млн в 2018 году до 244 млн в 2021-м, но при этом несколько лет подряд чистая прибыль не превышала 2 млн рублей. Количество сотрудников выросло до 190 человек, но в 2022 году от персонала стали поступать жалобы на невыплату зарплаты.
Контроль над бизнесом к тому времени сменился – в 2019 году 45 из 55% уставного капитала Лукина перешли к Николаю Дмитриевичу Парышеву (сыну директора «Курганстальмоста» Дмитрия Парышева), 10% – Светлане Кузнецовой. В июне 2022 года доля Парышева была передана самому комбинату. К слову, за прошлый год предприятие снизило выручку до 169 млн и ушло в убыток на 350 млн рублей. Себестоимость продукции, по отчету компании, выросла с 223 до 328 млн рублей.
Рыночных причин в текущей ситуации для процедуры несостоятельности представители отрасли не усматривают.
«Это чисто бизнес, вероятно, неумелое управление предприятием. Нужно было переходить на новые технологии, менять подходы. Они работали на привозных материалах. В целом в регионе спрос на стройматериалы этой группы растет. Активно заходят тюменские и челябинские производители. Строительство жилья увеличивается», – отмечает гендиректор Союза строительных компаний Урала и Сибири Юрий Десятков.
Представители «Комбината КСТ» причины банкротства пояснить отказались. «Процедура банкротства идет. Вся доступная информация в публичных средствах», – коротко заявили «Правде УрФО» на предприятии.
Отметим, кредиторская задолженность комбината за 4 года увеличилась с 211 до 422 млн рублей, а активы только за последний год уменьшились с 494 до 129 млн рублей.
Оценивая ситуацию, представители юридического корпуса указывают на намерения «Курганстальмоста» взять под контроль процедуру банкротства и вероятные последствия для крупного регионального игрока. По оценке специалистов, в деле понятен интерес ЗАО «Курганстальмост» – основного бенефициара и реального владельца этих активов, который не хочет терять контроля над промплощадкой.
«Здесь также понятен интерес государственных «санитаров леса» в лице ФНС России, которые за счет финансового анализа «видят» предбанкротное состояние «Комбинат КСТ» и не хотят терять операционного контроля над долгами такого налогоплательщика. Но смущает тот факт, что первой заявилась ФНС России, которая точно знает о реальном положении дел данного налогоплательщика, а не реальный бенефициар, который мог бы и подготовить «управляемое банкротство» своей промплощадки. Скорее всего, нерыночные управленческие методы в деятельности «Комбината КСТ», повлекшие банкротство этого субъекта, также повлияют на финансовую устойчивость «Курганстальмоста», который и имеет большие контракты от государства, но по всей вероятности, неэффективно управляет своими активами», – полагает адвокат Иван Кадочников.
Примечательно, что одновременно со снижением активов «Комбината КСТ» выросли активы ООО «Специализированный застройщик «Град». На 2022 год их объем составил 853 млн, хотя ранее ограничивался всего 5 млн рублей. Компания также аффилирована с Николаем Парышевым, Натальей Кузовлевой и Светланой Кузнецовой, владевшими ее уставным капиталом в тех же долях, что и в «Комбинате КСТ» до середины 2022 года. В дальнейшем доли были переоформлены, и в настоящее время собственниками уставного капитала являются Александр Мелишенко (60%) и Надежда Ейске (40%), и заложены по займам Сбербанка России.
Компания возводит многоэтажки в Заозерном районе Кургана, срок разрешения на строительство которых истекал в 2023 году, но застройщик добился его продления до октября 2026 года. Первую очередь жилого комплекса застройщик должен сдать к концу 2014 года, вторую и третью – в 2025 году. Пока возведена только коробка первой очереди, и объект, на который привлечен кредит более чем в 700 млн рублей, судя по всему, не пользуется большой популярностью – по данным «ДОМ.РФ» на текущий момент продано лишь 17% квартир.