В ХМАО разгорается конфликт с участием представителей регионального подразделения ФНС и известной авиакомпании «Геликс», осуществляющей перевозки более чем в десятке стран мира. Фискалы настаивают на признании авиапредприятия финансово несостоятельным, вменяя ему многомиллионные долги по обязательным платежам в бюджет.
Примечательно, что подобные претензии предъявляют авиаторам не только в Югре, но и в других регионах присутствия «Геликса», однако, как отмечают представители компании, именно в ХМАО налоговики «не проявляют никакого желания конструктивно разрешать возникшие споры». При этом предприятие с более чем 30-летней историей является одним из немногих, располагающих собственным флотом грузовых Ил-76, обеспечивающих оперативную доставку грузов на территорию Российской Федерации, получающих экспортную выручку в условиях сложной геополитической ситуации и, как заявляется, уделяющих пристальное внимание профессиональной ориентации молодежи. Пока стороны приводят свои аргументы в преддверии дальнейших разбирательств, собеседники агентства в отрасли обращают внимание, что налоговая, вольно или невольно, может оказаться инструментом в конкурентной борьбе на рынке авиаперевозок Крайнего Севера и Сибири.
В Арбитражный суд ХМАО поступило заявление МИФНС №10 по ХМАО-Югре. Инспекция настаивает на признании банкротом АО «Авиакомпания «Геликс» из Сургутского района, указывая на долг в размере порядка 39,8 млн рублей. Иск на текущий момент к производству не принят.
Уточним, АК «Геликс» была создана в конце 1991 года в Перми, с 2017 года была «прописана» в Екатеринбурге, а с начала 2021 перерегистрировалась в Сургутском районе ХМАО, увеличив уставный капитал более чем до 180 млн рублей, а директором авиапредприятия является Вадим Балдин.
Ссылаясь на официальную информацию, компания обладает портфелем госконтрактов, в том числе с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД в РФ», заповедниками на территории ХМАО и Пермского края. Кроме того, «Геликс» сотрудничает с нефтегазодобывающими предприятиями, обеспечивая доставку в труднодоступные районы грузов, персонала и экипажей, оказывает услуги по поиску и спасению в регионах своего присутствия.
Фирма обладает собственным флотом грузовых Ил-76ТД и вертолетов Ми-8, причем является 3-м в стране коммерческим эксплуатантом самолетов этого типа. География полетов, помимо РФ, включает Алжир, Индию, Турцию, Туркмению, ОАЭ, Сирию, Южный Судан и другие страны.
Тем не менее в последнее время авиапредприятие столкнулось с финансовыми трудностями (чистый убыток по итогам 2022 года достиг 114,5 млн рублей) и претензиями налоговиков. В сентябре директор «Геликса» Вадим Балдин адресовал обращение к губернатору ХМАО Наталье Комаровой, в котором подробно описал ситуацию и попросил оказать поддержку.
В частности, в документе упомянуты меры, предпринятые для улучшения транспортного снабжения на территории Югры. «Геликс» закупил на собственные средства 4 Ил-76, 2 из которых уже поставлены «на крыло», открыл дочернее вертолетное предприятие – ООО «АК «Геликс Аэро» – для обеспечения нужд нефтяников, тушения лесных пожаров и поисково-спасательных работ, а также начал приносить экспортную выручку за счет работы на зарубежных направлениях.
Тем не менее, как следует из обращения, вместо поддержки со стороны региона, полагают авиаэксперты, компания столкнулась с «беспрецедентным давлением» со стороны представителей ФНС, выражающимся, среди прочего, в «искажении протоколов совещаний, вмешательстве в хозяйственные процессы, а также давлении на контрагентов, получающих запросы, не имеющие отношения к деятельности и формированию налоговой базы АК «Геликс».
Отдельно отмечается, что авиаторы готовы к конструктивному диалогу, а сама просроченная задолженность, образованная из-за инвестиций в восстановление закупленных судов, снижена с 58,3 до 34,1 млн. Вадим Балдин также акцентирует внимание на различном подходе инспекций ФНС в регионах присутствия.
«Тогда как пермская налоговая инспекция, признавая сложное финансовое положение общества, уменьшает штрафные санкции в 128 раз, МИФНС №11 по ХМАО его не усматривает на основании того, что общество подтверждающих документов не представило, и снижает штрафные санкции лишь в 16 раз. Особо хочу отметить, что за 2022 год и по сегодняшний день АО «АК «Геликс» было уплачено в бюджет налогов и сборов на сумму 54,9 млн рублей, а возмещенные суммы НДС идут в зачет неуплаченных налогов, но отношения это не меняет, конструктивного диалога по сложившейся ситуации не получается», – информирует глава АК, прося вмешательства губернатора.
Вскоре после этого последовала реакция, однако не та, на которую, вероятно, рассчитывали в авиакомпании. Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей в ХМАО Ирина Каск направила материалы в УФНС по ХМАО с просьбой организовать изучение доводов, а в конце сентября ответила, что «оснований ставить под сомнение законность и обоснованность результатов проверки (принятых решений), проведенных компетентным органом, у меня как у уполномоченного не имеется».
В самом УФНС, как следует из документов, на которые сослалась бизнес-омбудсмен, никаких нарушений в работе своей структуры ожидаемо не обнаружили.
В частности, руководитель УФНС по Югре Михаил Бирюк парировал доводы о запросах контрагентам авиакомпании указанием на их статус высокого налогового риска и признаки «сомнительных» организаций. «Довод общества об искажении налоговым органом протокола совещания путем исключения ответов руководителя на вопросы инспекции не подтверждается фактическими обстоятельствами», – также сообщил глава управления, отметив, что «пояснения отражены в краткой форме с сохранением сути».
«Осуществление налоговым органом своих полномочий <…> не может расцениваться как давление и вмешательство в хозяйственный процесс налогоплательщика и его контрагентов. Таким образом, инспекцией также не нарушены права и законные интересы, как общества, так и его контрагентов», – заявил Михаил Бирюк.
Относительно разного подхода к снижению штрафных санкций в разных регионах Вадиму Балдину пояснили, что решение по применению смягчающих вину обстоятельств принимает руководитель налогового органа, и в МИФНС №11 учли 4 таких обстоятельства, снизив санкции в 16 раз, что не противоречит законодательству. Таким образом, претензии со стороны перевозчика, с точки зрения фискалов, «несостоятельны».
Между тем представитель менеджмента авиапредприятия в беседе с изданием рассказал, что конфронтация выражена не только в вышеуказанных претензиях, но и отказе предоставить рассрочку погашения долга.
«Мы не раз подавали на нее, и нам отказывали, мотивируя тем, что мы не попадаем в критерии, соответствующие рискам банкротства. Но при этом буквально через пару месяцев сами подают на нас иск о банкротстве. Как это понимать? Почему нет желания искать механизмы взаимодействия с нами? Есть и другие вопросы. В ряде регионов – Пермском крае и Ульяновской области, – где бизнес-климат, видимо, более благоприятный, мы проводим соцмероприятия, занимаемся профориентацией для детей. Почему в Югре этого нет? Позиция, поддерживаемая бизнес-омбудсменом, и возможно, властями, недружественна к нам. Нас почему-то не хотят слышать, и наверное, видеть», – рассуждает уже сам глава авиакомпании Балдин.
На фоне конфронтации авиаторов и фискалов своими суждениями делятся и отраслевые специалисты, давно работающие на рынке Большой Тюмени. По их мнению, в этой ситуации «ФНС может играть роль, даже опосредованно, инструмента в конкурентной борьбе за гранью фола даже в пользу «ЮТэйра».
«Во всей «матрешке» роль «любимого» перевозчика давно закреплена за «ЮТэйром», в котором финансовая ситуация не раз приближалась к критической. Но туда вваливали из бюджета миллиарды (только в июне 2022 года принято решение направить на покрытие убытков 3,65 млрд рублей. – Прим. ред.), лет 8 назад он «съел» порядка 14 миллиардов, что беспрецедентно. Но есть нюанс, который не учитывают ФНС или чиновники. Кто помогает «ЮТэйру», когда ему нужно привезти оборудование для выполнения их производственных задач? У них Ил-76 нет. Это делает тот же «Геликс». По сути, создается риск для обеспечения авиационно-транспортной системы огромной территории РФ. Но об этом, похоже, подумать не спешат», – резюмирует опрошенный редакцией отраслевой эксперт.
Своим мнением поделился и главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Собеседник «Правды УрФО» сказал, что не может судить о мотивах предъявляемых фискалами требований, но отметил особенности иска.
«Могу лишь отметить, что требования по банкротству авиакомпании со стороны региональной ФНС – явление очень нетипичное. Как правило, такие иски поступают от лизинговых компаний или от поставщиков услуг. Авиакомпании – крупные налогоплательщики и достаточно крупные работодатели, поэтому налоговики стараются до последнего не создавать им лишних проблем. Тем более в нынешней ситуации работать за рубежом стало сложнее, а платить персоналу все равно надо, вне зависимости от того, занят он на выгодном международном проекте, или нет. Переориентация на другие рынки – всегда сложная задача, которая требует времени. Но «Геликс» действительно реструктурировал бизнес и продолжает искать новые рыночные ниши. Надеюсь, что ФНС займет более конструктивную позицию по этому вопросу», – заключил Олег Пантелеев.