Суд устал глядеть в космический телескоп

Источник
Главный свидетель по делу о  хищениях в НПО Лавочкина отказался от показаний.
Дело сотрудников НПО имени Лавочкина, которых судят за хищение 92 млн рублей при разработке космического телескопа, попросили вернуть в прокуратуру. На этом настаивают адвокаты подсудимых, так как на заседании Басманного суда Москвы 11 октября главный свидетель обвинения отказался от своих показаний. Фигуранты дела — замгенконструктора НПО Александр Моишеев, бывший главный инженер Владимир Климушин, а также руководители подрядной организации. По версии следствия, они искусственно завышали стоимость проекта, а часть денег, выделенных по госконтракту, выводили на подконтрольные счета. В итоге российский аналог американского телескопа «Хаббл», задуманный еще в 90-е годы прошлого века, не выведен на орбиту до сих пор.

Нелицензированные услуги

В Басманном суде Москвы 11 октября началось судебное следствие по делу об особо крупном мошенничестве на ведущем предприятии российской ракетно-космической отрасли — Научно-производственном объединении имени Лавочкина.

По делу проходят четверо фигурантов: заместитель генерального конструктора НПО Александр Моишеев, бывший главный инженер объединения Владимир Климушин, гендиректор строительно-монтажного предприятия «Мосинформстрой» Анатолий Скакунов и его заместитель Алексей Омельяненко.

Им вменяют хищение 92 млн рублей при разработке телескопа для космической обсерватории «Спектр-УФ». Его создание началось еще в начале 90-х годов прошлого века. Запуск на орбиту изначально планировался на 1997 год, потом — на 2016-й, но и после этого неоднократно переносили из-за сложностей с финансированием. Преступление, которое вменяют обвиняемым, было совершено в 2010–2011 годах.

Как следует из материалов дела, бывший заместитель гендиректора НПО имени Лавочкина по экономике и финансам Валерий Романов (умер в 2014 году), а также Моишеев и Климушин «вступили между собой в сговор, направленный на хищение средств при разработке комплексного контрольно-измерительного стенда телескопа Т170-М». НПО занималось разработкой и изготовлением телескопа для «Роскосмоса» в рамках госконтракта.

Дело возбудили только в 2018 году. По версии следствия, Моишеев нашел организацию-субподрядчика — «Мосинформстрой» (ее возглавляли Скакунов и Омельяненко), а Климушин с помощью своих подчиненных изготовил договорную документацию и обеспечивал подписание актов и технических отчетов между НПО и подрядчиком.

Для хищения государственных средств, полагает следствие, руководители «Мосинформстроя» создавали мнимый документооборот о нехватке финансирования. Затем Скакунов и Омельяненко заключали дополнительные контракты о финансировании проекта, эти средства потом поступали на подконтрольные фигурантам дела счета.

Чтобы придать сделкам видимость законности, Романов отражал в депозитарных и бухгалтерских документах недостоверные данные, полагает следствие. Помимо прочего, в материалах дела есть свидетельства о «сложных и завуалированных операциях гражданского правового характера», с помощью которых скрывалась деятельность преступной группы. Таким образом сотрудники НПО и руководители подрядной организации смогли искусственно завысить стоимость контракта с 160 млн до 262 млн рублей, а разницу похитили, говорится в материалах дела.

Основной свидетель

Обвинение строилось в том числе и на том, что Климушин и Моишеев знали, что у подрядной организация нет лицензии на необходимые для выполнения госконтракта виды космической деятельности. Однако адвокаты подсудимых заявили «Известиям», что в 2011 году «Мосинформстрой» обладал полномочиями для разработки и изготовления стенда.

Но на последнем заседании главный свидетель обвинения по фамилии Попов (сотрудник НПО) отказался от показаний, которые легли в основу дела. Об этом он заявил, отвечая на вопросы адвоката подсудимых. В ходе допроса свидетеля адвокат Аскар Гареев призвал его «говорить правду как мужик и нормальный гражданин».

Свидетель несколько раз подчеркнул, что Моишеев и Климушин не давали никаких распоряжений касательно финансовых документов, а подписывал и согласовывал их лично Валерий Романов. Также он сказал, что Моишеев не участвовал в финансовых делах НПО и подрядчика, не имел отношения к заключению дополнительных соглашений.

На вопрос защиты о том, почему свидетель давал иные показания в 2018 году, тот ответил, что во время допроса у следователя плохо себя чувствовал.

— Когда меня допрашивали, я был не в себе, — заявил он. — Возможно, я что-то напутал, так как пытался, как говорится, вспомнить все. У меня была каша в голове.

После заседания Аскар Гареев заявил «Известиям», что показания свидетеля, данные ранее, не соответствовали материалам дела, в частности, содержанию тех документов, на которое он ссылался.

Адвокаты подсудимых в суде настаивали, что представитель СК при возбуждении дела опирался только на показания свидетелей, а они расходились с технической и бухгалтерской документацией проекта. В результате адвокат Гареев заявил ходатайство о возвращении дела в прокуратуру — на основании того, что в материалах есть препятствия, не позволяющие рассматривать его в суде. Вопрос о разрешении ходатайства суд рассмотрит на следующем заседании.

Адвокат Станислав Шостак, ранее участвовавший в одном из процессов по делу НПО имени Лавочкина, полагает, что даже в случае возврата дела в прокуратуру вероятность его прекращения крайне мала.

— Безусловно, подобный шаг защиты абсолютно оправдан и сыграет на руку их доверителям, если дело вернут в прокуратуру, — заявил он. — В прокуратуре будет решаться вопрос об устранении противоречий для рассмотрения дела судом. Если эти противоречия устранить не удастся, дело будет рассмотрено, но, согласно презумпции невиновности, все противоречащие доказательства будут учитываться в пользу подсудимых, — рассказал адвокат.

По его словам, прекращение дела в таком случае будет «чудом».

Череда дел

Высокопоставленные сотрудники НПО Лавочкина не первый раз участвуют в громких коррупционных скандалах. Так, в сентябре 2021 года Химкинский суд приговорил шестерых фигурантов дела о хищениях 180 млн рублей под видом работ в сфере космонавтики. В рамках этого дела в мае 2014 года были предъявлены обвинения и Валерию Романову. Однако бывший бухгалтер НПО не дожил до рассмотрения дела по существу, он скончался в сентябре 2014 года. Остальные подсудимые, среди которых был замгендиректора НПО генерал-лейтенант ФСБ в отставке Сергей Солодовников, получили от 15 до 16 лет колонии.

В октябре 2022 года завершилось дело о хищении 330 млн рублей при оказании юридической помощи НПО. Гендиректор объединения Сергей Лемешевский был осужден на 7,5 года лишения свободы, его советник по правовым вопросам Екатерина Аверьянова получила 6 лет колонии, а заведующему адвокатской конторой «Третьяков и партнеры» Игорю Третьякову назначили 7 лет колонии общего режима.

Официальные представители «Роскосмоса» и НПО Лавочкина пока не ответили на запрос «Известий» по делу их сотрудников.

На данный момент запуск «Спектр-УФ» планируется осуществить в IV квартале 2028 года, сообщала пресс-служба «Роскосмоса». Старший научный сотрудник главной астрономической обсерватории РАН Георгий Гончаров уверен, что, несмотря на проблемы с финансированием, проект разработки телескопа будет завершен.

— Подобные проблемы возникают повсеместно во всем мире, иногда финансирование прекращается, проект временно приостанавливается, но затем возобновляется. На данный момент работы по изготовлению обсерватории ведутся, а ее запуск до сих пор имеет высокий научный приоритет, — заявил эксперт «Известиям».

По данным пресс-службы РАН, «Спектр-УФ» станет единственным крупным орбитальным телескопом высокого разрешения в ультрафиолетовой области спектра после завершения работы телескопа «Хаббл» в 2026 году.