Бабушкинский райсуд Москвы начал рассматривать по существу второе уголовное дело уже приговоренного к 22 годам за организацию двух убийств и покушения в начале 2000-х годов экс-губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Процесс по обвинению господина Фургала и девяти его предполагаемых сообщников в создании оргпреступного сообщества для совершения масштабных хищений стартовал еще в октябре, но реально начать его удалось лишь после того, как всех подсудимых этапировали с Дальнего Востока в Москву. На первом заседании фигуранты и их защитники успели только заявить суду свои ходатайства.
Как пояснил “Ъ” один из участников заседания, начать слушания по существу в Бабушкинском райсуде пытались еще два месяца назад, но из этого ничего не получилось. Дело в том, что осенью по крайней мере шесть из десяти подсудимых содержались в СИЗО Хабаровска, который с учетом семичасовой разницы во времени закрывался почти одновременно с началом судебных заседаний в Москве. В итоге участникам процесса пришлось взять таймаут на время перевозки арестантов с Дальнего Востока в столичный СИЗО «Медведь», расположенный почти в шаговой доступности от Бабушкинского райсуда.
Напомним, из десяти подсудимых остался в изоляторе «Лефортово» только экс-губернатор Хабаровского края Сергей Фургал, арестованный раньше остальных в рамках другого уголовного дела — об организации двух заказных убийств и покушения в 2004–2005 годах.
За эти преступления он был приговорен к 22 годам колонии Люберецким городским судом Московской области, но остался пока в «Лефортово» на время рассмотрения своего второго, так называемого экономического уголовного дела.
Помимо него в числе подсудимых оказались бывшие консультант по финансовым вопросам Юрий Золочевский и юрист Николай Шухов, работавшие в дальневосточной группе компаний «Торэкс», специализировавшейся на сборе металлолома и выплавке стали. К ответственности привлечены также главный бухгалтер группы Галина Алейникова, финансовый директор Владислав Кармашков, заместитель директора по безопасности входившего в группу сталеплавильного завода «Амурсталь» Дмитрий Козлов и двое руководителей сотрудничавших с заводом фирм — Евгений Аверьянов, представлявший ООО «Дальневосточный монолит», и Геннадий Савочкин, возглавлявший ООО «Строитель». Все они находятся под арестом и были доставлены в Бабушкинский райсуд из «Медведя».
Наконец, еще двое подсудимых — экс-председатель правления МСП-банка Дмитрий Голованов и бывший заместитель главбуха «Торэкса» Светлана Осипенко приехали на процесс самостоятельно — их поместили на время предварительного следствия и суда под домашние аресты. В зависимости от роли каждого из фигурантов СКР предъявил им обвинения в создании оргпреступного сообщества или участии в нем, незаконной предпринимательской деятельности, злоупотреблении полномочиями, мошенничестве в особо крупном размере и легализации похищенного (ст. 210, 289, 201,159 и 174.1 УК РФ).
С учетом того, что каждого из десяти подсудимых представляли по крайней мере один, а некоторых — два и даже четыре адвоката, заявление ходатайств участниками процесса затянулось до позднего вечера. При этом предложения защитников были достаточно однообразными: почти все они говорили суду об отсутствии в уголовном деле доказательств причастности их клиентов к инкриминируемым преступлениям, незаконности их уголовного преследования и просили, соответственно, прекратить его или по крайней мере вернуть материалы прокурору для устранения ошибок предварительного следствия. Дать ответы адвокатам суд не успел, его процессуальные решения будут объявлены на следующем заседании. Впрочем, очевидно, что громкое дело, обвинение по которому утвердила Генпрокуратура, никто не закроет.
Из предъявленных фигурантам обвинений следует, что за полтора года своего существования предполагаемое ОПС экс-губернатора похитило банковские кредиты на миллиарды рублей, а ущерб мог стать еще больше, если бы 9 июля 2020 года, в день задержания господина Фургала, его «организованную преступную деятельность не пресекли правоохранители».
По версии следствия, все преступления удалось реализовать после того, как «занимавший публичные политические должности» Фургал убедил председателя правления МСП-банка Голованова предоставить «неограниченное финансирование» близким к ГК «Торэкс» коммерческим структурам. Банкиру он тогда пообещал «устранить любые препятствия», которые помешают заемщикам вернуть кредиты, но обещание, как полагает следствие, не выполнил.
Защита подсудимых при этом отмечает, что кредиты, о которых идет речь, были получены ГК «Торэкс» в начале января 2020 года, а уже летом того же года Сергей Фургал, все руководители группы и их партнеры были задержаны. После массовых арестов деятельность компаний-заемщиков была парализована.