Власти Евросоюза ввели фиксированные пошлины на российский горячекатаный прокат. Речь идет о продукции трех гигантов отечественной металлургии: компании Северсталь, Новолипецкого и Магнитогоского металлургических комбинатов (НЛМК и ММК). Согласно документу, который был опубликован и вступил в силу в конце минувшей недели, размер пошлины для Северстали составляет 17,60 евро за тонну, для НЛМК – 53,30 евро за тонну и 96,50 евро за тонну для ММК.
Причиной введения пошлин в Еврокомиссии называют демпинг российских экспортеров, который имел место в период с 1 июля 2015 по 30 июня 2016 годов. Доказательством этого факта в ЕС считают то, что на внутреннем рынке продукция российских производителей стоила дороже, чем в Европе. Пошлины введены на пятилетний срок. Аналогичным мерам со стороны европейских властей подверглись металлургические компании из Бразилии, Ирана и Украины. Представители всех трех отечественных компаний заявляют, что решение Еврокомиссии не окажет большого влияния на их бизнес. В ММК говорят, что приоритетным рынком для него остается Россия, а европейские объемы можно перераспределить на другие рынки, в том числе в Азию. В НЛМК и вовсе рассчитывают на укрепление позиций заводов группы в Европе (она владеет предприятиями во Франции, Италии и Бельгии).
В Северстали, получившей минимальный размер пошлины, считают ошибочными выводы Еврокомиссии о демпинге. Представители компании отмечают, что в период, который привлек внимание ЕК, имела место неблагоприятная общемировая конъюнктура и «катастрофически низкие цены», влиявшие на всю отрасль. Сейчас, как говорят в Северстали, цена на экспортируемый в Европу горячекатаный прокат на 60% выше, чем период расследования.
Комментарии российских металлургов по поводу решения Еврокомиссии не опровергают ее главного вывода: на внутреннем рынке продукция НЛМК, ММК и Северстали в указанный период продавалась дороже, чем за границей. Власти Евросоюза посчитали это демпингом, а Федеральная антимонопольная служба РФ могла увидеть в действиях металлургов признаки сговора, но не сделала этого. Если предположить, что сговор действительно имел место, то ситуация, когда завышенные цены в России оборачиваются санкциями в Европе, выглядит более чем забавной.