На Качканарском ГОКе забастовка. Руководители комбината не сделали вывод из предыдущих протестов и проигнорировали рекомендации президентского совета. Рабочие говорят, что их ломают через колено и заставляют отвечать за бизнес-ошибки собственников. Зарплата снизится на 10-15 тысяч рублей, все несогласных уволят. Управляющий директор КГОКа называет происходящее предвыборной спекуляцией и призывает инициатора ажиотажа «не делать громких заявлений о закрытии комбината». Когда рабочие выходят на новый митинг и о чем пишут Путину — в материале «URA.Ru».
Конфликт профсоюза комбината с его руководителями тянется шестой месяц, сегодня он получил неожиданное продолжение.
Еще в ноябре 2015-го защитники прав рабочих при подготовке коллективного договора предложили провести в 2016 году индексацию зарплат. Топ-менеджеры ГОКа, напротив, настаивали на сокращении некоторых выплат. Торг перерос в открытое противостояние, апофеозом которого стал митинг 22 декабря (приняло участие более тысячи человек).
Перед Новым годом казалось, что конфликт исчерпан. Обе стороны пошли на уступки, подписав новый колдоговор, предусматривающий рост зарплаты на 2%. Но уже в январе работодатель начал готовиться к сокращению персонала, а рабочие к забастовке. Ни того, ни другого в итоге не произошло. В феврале управляющий директор предприятия Владислав Жуков предложил введение хозрасчетной модели оплаты труда. Его инициатива возобновила противостояние, которое пришлось гасить специально приехавшим в город членам Совета по правам человека при президенте РФ.
В ходе выездного совещания постоянной комиссии СПЧ на комбинате был принят ряд рекомендаций по урегулированию ситуации. На днях на сайте президентского совета был опубликован скан письма его председателя Михаила Федотова на имя Владислава Жукова. В числе прочего в документе говорилось: «Прошу Вас… рассмотреть прилагаемые предложения и указать необходимое содействие установлению на предприятии социального диалога. Вопрос… в полном объеме будет находиться в фокусе внимания Совета».
Но инициативы правозащитников были проигнорированы. Как сообщил «URA.Ru» председатель профсоюзной организации комбината Анатолий Пьянков, работодатель направил всем работникам предприятия проект нового положения об оплате труда, в котором проигнорировал все предложения профкома. Документ вступит в силу 1 июля 2016 года. После этого размер премии сотрудников будет зависеть от выполнения плановых экономических показателей предприятия в целом — выручки и себестоимости. На себестоимость рабочие могут повлиять лишь косвенно. Влиять на объем выручки у подавляющего числа из них нет полномочий. «Это прямая ответственность менеджмента „Евраза“, но никак не рабочих», — говорится в принятом сегодня профкомом постановлении.
Заместитель председателя профкома Владимир Помазкин обращает внимание, что работодатель отказался предоставить профкому информацию, позволяющую объективно оценить реальность достижения плановых показателей. А в заводской газете «Профсоюзные вести» приводится подробный расчет предстоящего падения доходов.
Он показывает, что даже при упорном труде работников и снижении себестоимости из-за падения выручки зарплата машиниста конвейера упадет на 6 604 рубля, машиниста электровоза — на 10 775 рублей. Доход представителей отдельных профессий рухнет в разы — размер премии в зависимости от должности на КГОКе достигает 150% от оклада.
В настоящее время персонально под роспись каждому работнику вручается предупреждение, что отказавшиеся продолжить работу на новых условиях сотрудники будут уволены по статье 77 Трудового кодекса РФ. «Фактически своими действиями работодатель поставил на грань увольнения весь более чем шеститысячный трудовой коллектив, рассчитывая при этом, что из-за страха перед увольнением у людей не будет выбора и они согласятся на снижение зарплаты».
«Нас пытаются сломать через колено, как пытались делать это и раньше», — заявил «URA.Ru» Анатолий Пьянков. В подписанном им сегодня постановлении профкома говорится: «Работодатель ранее неоднократно заявлял, что в мире перепроизводство железорудного сырья никто и не заметит, если не станет Качканарского комбината. Таким образом, есть опасность полной остановки Качканарского ГОКа. Работодатель указал даже дату возможной остановки комбината в случае увольнения всех работников, если они не согласятся подчиниться работодателю — это произойдет 1 июля 2016 года». «А остановится КГОК — встанет и НТМК», — говорится в статье в «Профсоюзных вестях».
Профком в свою очередь перешел к активным действиям. На предприятии объявлена одна из разновидностей «итальянской забастовки». Такая форма протеста означает работу в полном соответствии с нормативами и правилами и обычно она тормозит производство, создавая серьезные проблемы для работодателя.
Защитники прав рабочих предложили труженикам сообщать в профком обо всех случаях необеспечения работодателем требований охраны труда. В постановлении, в частности, говорится: «Использовать установленное законом право работника на отказ от работы в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, либо от выполнения работ с вредными и (или опасными) условиями труда, не предусмотренными трудовым договором».
Одновременно с этим началась подготовка к митингу, намеченному на 1 мая, на котором будет утвержден текст письма президенту РФ Владимиру Путину
.
Управляющий директор Евраз КГОК Владислав Жуков дал «URA.Ru» следующий комментарий: «Остановка комбината — это чистой воды спекулятивный домысел, цель которого — посеять панику среди работников предприятия и жителей города, взбудоражить представителей власти, и тем самым заработать очки у определенных политических группировок, для которых в преддверии выборов чем обстановка на комбинате хуже, тем лучше.
Готов в очередной раз заявить, что новая система оценки работы комбината и подразделений, направленная, прежде всего, на сохранение стабильной работы предприятия, не влечет за собой автоматического снижения заработной платы. Она привязывает уровень оплаты в подразделениях к показателям эффективности их работы.
Кроме того, хочу напомнить, что введение данного положения позволит нам избежать существенной оптимизации численности работников в текущей неблагоприятной ситуации, а также отказаться от тех временных антикризисных мер, которые мы обсуждали в начале этого года. Все предложения по преодолению неблагоприятных явлений на рынке мы выносим на обсуждение в коллективы. Диалог с профсоюзным комитетом по введению данного положения идет, но не всегда в верном для комбината направлении. Откровенное передергивание фактов и нагнетание истерии вокруг положения вносят лишь сумятицу в обсуждение, уводят в сторону от конструктивного контакта.
Желая получить мандат доверия перед предстоящими выборами, некоторые профсоюзные вожди рядятся в тогу „разоблачителя и спасителя“, хотя, на мой взгляд, гораздо проще и полезнее было бы занять предложенное им место за столом переговоров. Не нужно быть лидером, чтобы сеять страх и предрекать Армагеддон; лидерство проявляется в умении выстраивать диалог и конструктивно решать проблемы, к чему я не устаю призывать руководителей профкома. Нужно совместно работать над укреплением стабильности и уверенности наших работников, качканарцев, в завтрашнем дне, а не пугать всех вокруг мнимым концом света».