Случившееся — показательный пример того, как работают американские санкции даже в «дружественных» и нейтральных странах, и может заставить российские банки задуматься о сворачивании программ экспансии даже в такие юрисдикции, говорят эксперты.
МТС-банк, который получил банковскую лицензию в Объединенных Арабских Эмиратах, продержался в стране всего три с лишним месяца. 31 марта Центробанк ОАЭ объявил об аннулировании лицензии банка в Абу-Даби. Решение принято «с учетом санкционных рисков» после введения против организации блокирующих санкций в конце февраля — МТС-банк попал в санкционные списки США и Великобритании. Банк закончит работу в течение полугода — все это время он продолжит исполнять свои обязательства по расчетам перед клиентами и гарантирует им сохранность их средств, подчеркнули в пресс-службе МТС-банка.
О том, что МТС-банк готовится выйти на рынок ОАЭ, стало известно в середине декабря прошлого года, до конца 2022-го он получил банковскую лицензию. Он стал первым за несколько лет иностранным банком, получившим лицензию в ОАЭ, и первым российским банком, который решил открыть там филиал.
Получение банковской лицензии в ОАЭ — это затратный по времени и деньгам процесс, местный регулятор очень избирательно подходит к выдаче лицензий иностранным кредитным организациям: нужен бизнес-план, команда с бэкграундом, усилия в коммуникациях с регулятором, говорит управляющий партнер Smartly LLC Вадим Погосьян. Однако с точки зрения бизнеса это был вполне оправданный «тонкий расчет» — ОАЭ стали центром релокации бизнеса и граждан, поэтому там образовалась ниша, связанная с обслуживанием российских частных лиц и компаний, указывает независимый финансовый аналитик Андрей Бархота. Банк мог развивать в стране карточные продукты в «не самом бедном сегменте», а также предлагать продукты для корпоративного сегмента, рассуждает эксперт. «Это была сильная идея, здесь все благоволило успеху», — считает Бархота.
Однако почти сразу ситуация с открытием филиала банка привлекла внимание финансовых властей США. Еще в начале февраля Financial Times со ссылкой на собственные источники сообщила, что обеспокоенность насчет выдачи лицензии российскому банку, даже не находящемуся на тот момент под санкциями, в ходе своего визита в Абу-Даби выразил замглавы Минфина США Брайан Нельсон. А после того, как банк 24 февраля попал под санкции США и Великобритании, ЦБ ОАЭ сразу дал понять, что статус организации в стране может быть пересмотрен. 31 марта он отметил, что рассматривались разные варианты будущего банка, но в итоге регулятор остановился на аннулировании лицензии.
Момент, в котором банк просчитался с точки зрения риск-менеджмента — это оценка опасности санкций, считает Бархота. «Случилось непредвиденное. МТС-банк не входит в топ-20 крупнейших кредитных организаций, и менеджмент, судя по всему, был уверен, что санкционное давление банка не коснется, банк не заметят под увеличительным стеклом, — продолжает Бархота. — Однако после попадания в санкционный список он стал таким же, как ВТБ и «Открытие».
После введения санкций против банка отзыв лицензии был уже предсказуем, и то, что регулятор ОАЭ принял решение об аннуляции лицензии спустя месяц, указывает скорее лишь на дипломатичность и лояльность к российскому партнеру, считает партнер Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
Если бы у банка не отобрали лицензию, он бы, возможно, сам ее сдал — «местные банки сразу начали бы относиться к нему как прокаженному», особенно учитывая риски отключения банка от системы SWIFT, рассуждает Вадим Погосьян.
Отзыв лицензии у МТС-банка в ОАЭ — это показательный кейс из серии «как работают американские санкции», говорит партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин. «Репутационные риски для ОАЭ перевесили. Это намек для других российских банков, желающих выйти следом за российским бизнесом в ОАЭ — американские санкции означают конец присутствия в стране», — подчеркивает он. Учитывая последние тенденции с занесением в список SDN более мелких банков, которые имели возможность работы с зарубежными партнерами, а крупные подсанкционные банки имели с ними то или иное сотрудничество, список банков, подпадающих под санкции, вероятно, будет только расти, считает Федюкин из Enterprise Legal Solutions. «Поэтому, полагаю, российские банки уже сейчас начали задумываться насчет сворачивания программ экспансии даже в дружественные юрисдикции — сейчас выход на новые рынки чреват невозможностью защитить свои инвестиции в будущем», — считает он.
Кейс МТС-банка — это своеобразное назидание для подсанкционных компаний, которые пытаются релоцировать часть бизнеса в юрисдикции, казалось бы, безопасные с точки зрения санкционного режима, согласен старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. «Становится очевидным, что даже дружественные или нейтральные страны ориентируются на исполнение санкционных режимов западных юрисдикций и в особенности США. Теперь даже условно дружественные страны, стремящиеся найти баланс для того, чтобы их бизнес мог продолжать свою внешнеэкономическую деятельность и при этом не попасть под потенциальные риски распространения на них санкционных ограничений, такой баланс находят с трудом», — заключает эксперт.