Арбитражный суд Саратовской области отказался привлекать к субсидиарной ответственности бенефициаров НВКбанка. Решение было вынесено на днях, 26 июля. Мотивировочная часть его пока не обнародована.
Инициатива привлечь контролирующих лиц банка к ответу рублем принадлежит конкурсному управляющему, роль которого при банкротстве любого банка достается Агентству по страхованию вкладов. АСВ насчитало ответственность в размере 306 млн рублей и потребовало разделить ее солидарно между бывшим предправления банка Владимиром Кравцевым, Владиславом Буровым - основным бенефициаром ГК «Букет», чьим финансовым активом был банк, Аллой Пакиной, Алексеем Подлесным, Маргаритой Сахновой и Алиной Бобндарь. Ходатайство о субсидиарке поступило в суд еще 30 ноября 2021 года.
Владимир Кравцев на данный момент — основной фигурант уголовного дела о хищении банковских средств, которое возбудили тоже по заявлению АСВ. Расследование шло довольно неспешно. В деле 14 фигурантов и всем вменяется крупное мошенничество, а Кравцеву дополнительно злоупотребление полномочиями.
Ущерб, нанесенный банку, оценивается следствием в 2,9 млрд рублей. В ноябре 2022 года Фрунзенский райсуд Саратова вернул дело в прокуратуру, в феврале нынешнего года это решение поддержал и областной суд. В итоге дело вернули уже в Главное следственное управление МВД. АСВ осталось очень недовольно такими решениями. Но обжаловать их не стало, заявив официально, что с учетом тех нарушений, которые допустили следователи, подавать кассацию бессмысленно.
Требуя субсидиарной ответственности, АСВ требовало ареста имущества контролирующих лиц банка на 4,7 млрд рублей. В числе имущества, для которого АСВ требовало обеспечительных мер, были элитные квартиры в Саратове, Москве и Сочи. Но в конце марта 2023 года областной арбитраж отказал заявителю в ходатайстве.
На середину 2022 года общая сумма неудовлетворенных требований кредиторов к банку составляла 4,8 млрд, из них 3,9 млрд рублей приходятся на кредиторов первой очереди, включая вкладчиков, чьи средства на счетах превышали сумму страхового возмещения.
Добиваясь субсидиарки на 306 млн, АСВ потратило куда больше на юридические услуги. В начале 2023 года стало известно, что розыск и возврат проблемных активов НВКбанка обошлись в 406,6 млн рублей, такую сумму перечислили Московской Юго-Западной коллегии адвокатов. Что именно им удалось найти, не смогли уяснить из отчета АСВ даже акционеры банка.
Тем временем самые крупные активы НВКбанка до сих пор не проданы. После провальных торгов по мельнице Шмидта в 2021 году, когда за нее просили 235,6 млн рублей, никто не пытался выставить исторический объект у новой саратовской набережной на продажу еще раз.
Комплекс построек старинной мельницы, являющейся памятником культуры, вписан в планы региона по благоустройству набережной. Территория комплекса на вынесенном на общественное обсуждение проекте значится историко-культурным парком.