Как сообщает корреспондент The Moscow Post в Новосибирской области, Россельхозбанк (РСХБ) направил ходатайства в суд по банкротству на Альберта и Владислава Кошкиных, попросив временно ограничить выезд из России экс-совладельцам ОАО "Сибмост". И некоторые видят в этом вероятное желание финансового учреждения принять деятельное участие в грядущих торгах по продаже имущества "Сибмоста" - да так, чтобы активы достались "кому надо".
По крайней мере, банк уже не раз был замечен в историях, когда выдавал кредиты организациям, который затем затем оказывались в новых руках. РСХБ действительно мог (а то и до сих пор может) заниматься банкротствами в интересах определенных лиц?
Россельхозбанк является одним из кредиторов Кошкиных, которые в сумме задолжали порядка 11,5 млрд рублей. Другой займодатель предпринимателей, Сбер, уже выставил их имущество на торги. РСХБ же, которым должники под залог дали технику и земли, пока выжидает - не исключено, что просто еще ищет вероятного будущего покупателя.
Удивительным образом банк раз за разом оказывается участником одной и той же схемы: выдает компании кредит, через свои структуры входит в капитал (обычно речь идет о "символической" доле в менее 0,01%), а затем у фирмы начинаются финансовые проблемы, а у собственников порой даже уголовные. Активы же затем попадают под контроль другим агропромышленникам, обычно крупным игрокам рынка.
Госбанк учредил ООО "ТД "Агроторг", занимающийся взысканием проблемной задолженности. Через ООО "Агроторг-Трейд" оно контролирует ООО "РСХБ-Финанс", которое выступает соучредителем в 158 сельхоз предприятиях. "Агроторг-Трейд", в свою очередь, выступает основным учредителем ООО "РСХБ-Финанс", которое входит учредителем в небольших долях в 158 предприятий АПК по всей стране.
Очень похожие истории
И иной раз предприятием привлечение РСХБ выходит боком. Прямо сейчас у основателя крупнейшего производителя молока в стране "Эконивы" Штефана Дюрра разгорается корпоративный конфликт с Россельхозбанком.
Штефан Дюрр, его Ekosem Agrar AG, Ekosem Schwarzerde GmBH и Елена Левина обратились в Арбитражный суд Воронежской области с иском к структуре Россельхозбанка "РСХБ-Финанс" о расторжении соглашений о предоставлении опциона на заключение договора купли-продажи долей в структурах "Эконивы". Общая номинальная стоимость долей — 5,3 млн рублей.
Как писал The Moscow Post, на конец 2020 года все обязательства "Эконивы" достигали 1,7 млрд евро. Правда, общий размер долга перед Россельхозбанком не раскрывался. Но известно, что, по сути, "Эконива" живет за счет РСХБ - банк фактически ввел в организации внешнее управление. Все это говорит о том, что "Эконива" близится к банкротству.
И предприятие, похоже, готовят к продаже. И уж даже называется имя предполагаемого покупателя, коим может стать депутат Госдумы Аркадий Пономарев.
В качестве примера также можно привести резонансную историю с "Солнечными продуктами", который сейчас старательно пытается прибрать к рукам Вадим Мошкович.
Его "Русагро" получило контроль над "Солнечными продуктами" осенью 2018 года, выкупив у группы "Букет" Владислава Бурова контрольный пакет акций. Позднее фирме Мошковича достались и права требования к холдингу по кредитам Россельхозбанка на 34,7 млрд рублей. Следом "Русагро" инициировал банкротство компаний из группы "Солнечные продукты", которые выступали поручителями по кредиту Россельхозбанка.
Как ранее подробно писал The Moscow Post, в деле этом было много странностей. Дело в том, что РСХБ выдал кредит в 2017 году, в 2018 подписал с масложировым холдингом допсоглашение согласно которому проценты по кредиту должны были быть погашены не позднее 30 ноября. И внезапно за день до этого Россельхозбанк продал право требования долга "Русагро". Не напоминает ли это обычный "договорняк"?
"Птичка" в клетке
Вся эта ситуация могла быть похожа на историю с "Евродоном", некогда бывшим крупнейшим производителем индейки в России. В 2017 году после вспышки птичьего гриппа у группы возникли сложности с обслуживанием долга перед ВЭБом размером около 30 млрд рублей. Тогда активы перешли госбанку по номиналу, затем долг переуступили РСХБ, который в 2021 году продал активы ГК "Дамате" Наума Бабаева и Рашида Хайрова. Ранее об этом подробно писал The Moscow Post.
Нечто подобное произошло и в случае с "Утиным фермами" из Челябинской области. Агрокомплекс был запущен в 2015 году, 94% компании владеет Сергей Костенко, остальное за АО "Челябплемптица". Эти доли находились в залоге у "Россельхозбанка", а затем предприятие столкнулось с финансовыми трудностями. На момент введения конкурсного производства компания должна была кредиторам порядка 1 млрд рублей, общий же долг Костенко может составлять около 1,2 млрд рублей.
И хотя залоговый договор с РСХБ истекает лишь в 2022 году, уже в 2019 с согласия "Россельхозбанка" весь имущественный комплекс агрохолдинга передали компании из Брянской области ООО "Агроходлинг "Мегаполис", принадлежащей крайне странному предпринимателю Алексею Кубареву. По крайней мере, в Брянской области его компания известна вовсе не агробизнесом, а целым рядом скандалов на девелоперском рынке. Ранее об этом также рассказывал The Moscow Post.
Самое интересное, что произошло это всего за три дня до отстранения конкурсного управляющего "Утиных ферм", который должен был быть человеком банка. Отстранили его по жалобе одного из кредиторов за то, что весной 2019 года тот заключил договор с частной фирмой на охрану объектов должника по якобы завышенной цене.
Незавидной оказалась судьба и ООО "Бурятмяспром", где у "РСХБ-Финанс" формальные 0,01%. В 2017 году владельца "Бурятмяспрома" Александра Венидиктова арестовали по делу о хищении в его "БайкалБанке", писал БМК. В ООО "Бурятмяспром" же появились новые собственники, а во главе компании встал бывший управляющий местного отделения "РСХБ" Александр Ивахинов. Основную долю в 70% получил местный бизнесмен, за которым, по неофициальным данным, стояло некое "федеральное высокопоставленное лицо".
Где деньги, Патрушев?
И подобных историй еще, как говорится, вагон и маленькая тележка. Не вызывает никаких подозрений?
Можно предположить, что финансовое учреждение может использоваться для реализации неких схем, выгоду от которых, не исключено, что имеет его экс-глава Дмитрий Патрушев. И хотя тот уже перешел на работу в Минсельхоз, его влияние в РСХБ, по некоторой информации, до сих пор сильно.
В таком случае господин Патрушев должен знать, где более 300 млрд рублей, которые с 2010 года в него влило государство. Ведь не может не вызывать вопросы тот факт, что, согласно данным портала "Банки.ру", за последние 12 месяцев активы нетто взлетели на 208 млрд рублей, а чистая прибыль упала на 764 млн. Как такое возможно?
Такое ощущение, что банк является настоящей "черной дырой", куда могут утекать бюджетные средства - ведь он, на секундочку, является государственным. И получается, что госструктура банкротит одно за другим предприятия АПК. Вот такая вот поддержка частного бизнеса по-Патрушевски…