Двух полковников московского главка МЧС поймали при получении взяток от предпринимателей за оформление паспортов антитеррористической безопасности. И это далеко не единственный способ, на котором нелегально зарабатывали высокопоставленные спасатели: поднять деньги они пытались на ремонте пожарных машин, установке систем оповещения и даже на торговле должностями. Кого в текущем году уличили в преступлениях с коррупционным составом, а кто уже понес за них ответственность, — в обзоре ПАСМИ.
Московские паспорта
На прошлой неделе на коррупции попались два высокопоставленных сотрудника Главного управления МЧС России по Москве, которым руководит Сергей Желтов. 19 ноября появилась информация о задержании при получении взяток первого заместителя начальника столичного главка полковника Андрея Мищенко и главы отдела антикризисного управления полковника Виктора Самарина.
Подчеркивается, что были проведены две отдельные, никак не связанные между собой спецоперации, хотя оба офицера якобы брали деньги у предпринимателей за выдачу антитеррористических паспортов объектов, необходимых для получения лицензии на работу, и оценили свои услуги они примерно одинаково — в 70 и 50 тыс. рублей. При этом, телеграм-канал 112 отмечает, что это фиксированная цена на один документ, так что в деле могут появиться дополнительные эпизоды.
Кстати, антитеррористический паспорт обязаны получать только те объекты, работа которых предполагает одновременное присутствие большого количества людей: к примеру, торговые центры, медицинские и образовательные учреждения, гостиницы и стадионы. Они считаются потенциально подверженными риску атак, и для выдачи паспортов комиссия должна проверить все потенциально слабые места в плане антитеррористической безопасности.
В отношении полковников МЧС возбуждены дела по ст. 290 УК РФ — получение взятки. Виктор Самарин отправлен под домашний арест сроком на два месяца. О мере пресечения, избранной для Андрея Мищенко, ничего не известно, ряд СМИ сообщали, что он отпущен после следственных действий.
Регионы на продажу
Уличают в коррупционных схемах не только полковников, но и генералов. Так, в апреле 2021 года суд признал виновным в мошенничестве бывшего первого заместителя главы МЧС РФ Сергея Шлякова, хотя сам он свою причастность к преступлению отрицал.
Как установило следствие, в 2015 году к Шлякову, занимавшему тогда пост первого замглавы чрезвычайного ведомства, обратился Юрий Удалов. На тот момент он числился помощником министра МЧС, но хотел стать главой Ярославской области, где ранее был вице-губернатором. По мнению Удалова, Шляков имел все необходимые связи, чтобы пролоббировать в Кремле его продвижение. Генерал на предложение согласился и взял за свои услуги около 66 млн рублей.
Эти деньги вместе со своими подельниками — Юрием Кузнецовым, Сергеем Онищенко и Александром Казарцевым — Шляков получил в несколько траншей в течение 2016 года. За это время условия сделки несколько раз менялись — вместо поста губернатора Ярославской области Удалову стали обещать место главы Рязанского региона, а затем — министра в правительстве Подмосковья. Торговля креслами завершилась тем, что Удалов сдал “продавцов” правоохранителям. Шляков был приговорен к пяти годам колонии общего режима, его сообщники также получили реальные сроки лишения свободы.
Локальная чистка
В коррупционные скандалы попадают и руководители региональных управлений МЧС. Так, в марте 2021 года уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями и растрате возбудили против заместителя министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан Олега Степущенко.
Правоохранители выявили нарушения при выполнении госконтрактов на монтаж систем экстренного оповещения населения при угрозе ЧС. Установку сирен проводили компании «Спецлаб-Казань» и «Территория безопасности». Из бюджета за свои услуги организации получили порядка 57 млн рублей, однако система оповещения оказалась неисправна. По версии следствия, Степущенко намеренно закрыл глаза на дефекты, вступив в сговор с подрядчиками. Расследование дела продолжается. Степущенко находится под домашним арестом, хотя следствие настаивало на заключении его под стражу.
Через три месяца после замминистра — в июне 2021 — в Татарстане задержали, а затем отправили в СИЗО начальника надзорного отдела регионального ГУ МЧС подполковника Линара Сунгатуллина. Ему предъявили обвинение по двум эпизодам получения взяток — по 200 тыс. рублей — от учредителя компании «Мой Дом» Владимира Разуваева. Предприниматель занимался монтажом пожарных сигнализаций и платил деньги Сунгатуллину за получение разрешительной документации. При этом, коммерсант свою вину признал, а подполковник — нет.
В октябре в республиканском министерстве по чрезвычайным ситуациям случился третий за год коррупционный скандал: был задержан начальник управления материально-технического обеспечения Главного управления МЧС по РТ полковник Виталий Галкин. По версии Следственного комитета, Галкин в рамках госконтракта направил на ремонт исправные пожарные машины. На этой афере руководство подрядчика — компании ООО «Сигналдортранс» — получило из бюджета 305 млн рублей. Полковник свою вину отрицает. Приволжский райсуд Казани избрал для него меру пресечения в виде ареста, но в ноябре Верховный суд республики заменил ее на домашний арест.
Криминальный контракт
Бывший глава Ставропольского управления МЧС Александр Иваницкий в 2021 году предстал перед судом по делу о мошенничестве. Это второе уголовное производство в отношении Иваницкого — приговор о взятке уже вступил в законную силу.
В получении 1 млн рублей от ООО «Стройсервис» руководитель регионального управления МЧС был заподозрен осенью 2017 года. Как установило следствие, представители компании заплатили эти деньги за помощь в получении госконтракта на реконструкцию пожарно-спасательной части в Минеральных водах.
По решению Промышленного районного суда города Ставрополя Иваницкому в 2020-м году вменили штраф в 3 млн рублей рублей и запрет на 3 года занимать государственные должности. Впрочем, прокурор Ставропольского края Александр Лоренц посчитал такой вердикт слишком мягким. В апелляции надзорное ведомство настаивало на реальном сроке наказания для генерала, но решение первой инстанции оставили без изменений.
Обвинительное заключение по второму делу глава регионального надзора утвердил летом 2021 года. Речь в материалах идет о том же госконтракте на реконструкцию пожарной части с компанией «Стройсервис», но теперь Александру Иваницкому вменяют приемку работ с заведомо недостоверными сведениями об их объеме и использованных материалах. За счет этого, как считают следователи, подрядчик незаконно получил более 2,3 млн рублей. Второе дело также поступило на рассмотрение в Промышленный районный суд Ставрополя.
С Александром Иваницким связана еще одна странная история — с заменой деклараций. В 2018 году в его отчете был указан доход в 2,5 млрд рублей. Но когда журналисты обратил внимание на рекордную сумму, декларацию удалили и опубликовали другую — в ней указывались 2,5 млн рублей.
Упорный прокурор
“Многосерийным”, благодаря усилиям подчиненных Игоря Краснова, получилось и дело экс-главы саратовского управления МЧС Игоря Качева. Разбирательства затянулись на три года и поставить в них точку удалось лишь в 2021 году.
Генерал проходил обвиняемым по делу о превышении должностных полномочий. По версии следствия, Качаев вынудил подчиненных принять в рамках госконтракта частично невыполненные работы по ремонту пожарных автомобилей. В результате, федеральному бюджету был причинен ущерб в 6,2 млн рублей. Факты злоупотреблений выявили в 2018 году в ходе совместных проверок ФСБ и Главного управления собственной безопасности МЧС России.
Игорь Качев по собственному желанию ушел с занимаемой должности, однако вину не признал. На суде он настаивал, что деньги были потрачены по назначению, но с опозданием. Якобы подрядчик закончил ремонт машин после истечения указанных в контракте сроков, а бумаги были подписаны досрочно по устной договоренности, чтобы избежать волокиты и не проводить новые конкурсные процедуры.
Волжский районный суд эту версию признал достоверной, и в июне 2020 оправдал Качева. Апелляция оставила решение без изменения. Однако, в кассации прокурору Саратовской области Сергею Филипенко удалось вернуть дело на новое рассмотрение, и в июне 2021 тот же Волжский райсуд приговорил бывшего руководителя саратовского МЧС к 2 годам лишения свободы в колонии-поселении.
Кроме того, в этом году саратовская прокуратура добилась пересмотра приговора бывшему начальнику отдела регионального главка МЧС Игорю Мусину. Он был уличен в регулярном получении взяток от представителей операторов сотовой связи за размещение оборудования на территории объектов областного управления. Общая сумма незаконного вознаграждения составила около 13 млн рублей.
Суд первой инстанции приговорил Мусина к 5 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Надзор посчитал это недостаточным и потребовал взыскать с бывшего чиновника полученные им взятки. Саратовский облсуд позицию прокуроров поддержал.
Крыша от спасателей
В 2021-м под суд пошли и руководители ярославского главка МЧС. Бывшего замначальника регионального управления Алексея Кучера, возглавлявшего управление надзорной деятельности и профилактической работы, и его заместителя Евгения Репина обвиняют в получении взяток группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.
Кучер и Репин были задержаны сотрудниками ФСБ в марте прошлого года. По версии следствия, спасатели находились “на зарплате” у коммерсантов, которые занимались разработкой технических условий по пожарной безопасности зданий. За согласование документов предприниматели платили от 100 до 450 тыс. рублей. Общая сумма полученных офицерами средств составила более 1 млн рублей. В минувшую пятницу суд вынес приговор одному из взяткодателей — глава ООО «Саксесс ПБ» Георгий Чапыгин отделался штрафом в 300 тыс. рублей.