Зампред Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, по слухам, мог устраивать контролируемые банкротства собственных фирм. В свое время он активно занимался рекламным бизнесом на пару с Алексеем Красновым и Ильей Слуцким, однако сейчас они из этой сферы ушли. При этом бизнесмены могли перекочевать в ИТ-сектор: так, Слуцкий работает в стратегическом инвесторе в глобальной цифровой медицине Medme, а Чернышенко слухачи подозревали в продвижении российской ОС "Аврора". которое может быть выгодно миллиардеру Григорию Березкину и главе "Ростелекома" Михаилу Осеевскому. Что же из себя представляет бизнес-империя Чернышенко?
Как сообщает телеграм-канал "Арбитр", якобы господин Чернышенко мог использовать схему с подставными директорами и фирмами-"помойками", чтобы к нему не нагрянули налоговики и кредиторы. Так, в свое время политик был учредителем ООО "Служба содействия продажам "Про Моушн", которое позднее было преобразовано в ЗАО и поменяло прописку с Москвы на Великий Новгород. Директором же обновленной фирмы стал некто Илья Чернов, который также успел побыть руководителем 66 фирм из Костромы, Саратова, Ульяновска, Мытищ, Тамбова. Под его управлением фирма и была ликвидирована в 2017 году.
Похожая судьба настигла еще один актив Чернышенко - ООО "ДТВ-Телепродукт". Она также сперва была преобразована в ЗАО "ДТВ-МА Моушн Пикчерз", после чего правопреемником ее стало ООО "Плутон", затем - ООО "Ортак". Адреса у всех этих фирм разные, последняя вовсе зарегистрирована в Татарстане и сейчас находится в процедуре ликвидации.
Такие схемы могут использовать для того, чтобы уходить от претензий кредиторов и налоговиков - с номиналов ничего не взять, а реальные владельцы и директора остаются как бы не при чем.
А ведь у Чернышенко действительно имелись активы, вызывающие определенные вопросы. Например - АО "СКД", ликвидированное в 2018 году. У предприятия при выручке в 271 млн рублей было убытков на 2,5 млн, что может свидетельствовать о том, что деньги из организации куда-то "утекали". При этом у компании, согласно "Руспрофайлу", даже имелся один подряд на 495 тысяч рублей от АО "Расчетные решения" (учредители - ПАО "Сбербанк", ПАО "Банк Уралсиб", ПАО "АК Барс" Банк).
Подозрительным выглядит и АО "Арно" с убытками в 9,8 млн рублей при выручке в 133 млн. У этой организации более внушительный портфель заказов: на 79,8 млн рублей от Минпромторга и 37 млн от АО "БМ-Банк". Однако где растворились эти деньги?
"Концы в воду" или что стало с медиагруппой
В рекламном бизнесе Чернышенко стал весьма заметной фигурой - в частности, он возглавлял ни много ни мало, а "Газпром-Медиа" до того, как ушел в правительство. В 2016 году у него в залоге оказалась ООО "Группа компаний "Медиа Артс". Еще в конце 80-х Илья Слуцкий, Дмитрий Чернышенко и несколько их одногруппников из Станкина создали малое предприятие "Информатика Маркетинг Сервис", которое позднее расширилось до рекламного агентства, к ним присоединился Алексей Краснов. В 1994 году в должность медиадиректора пришел Андрей Кокорин, который позднее тесно сотрудничал с вышеупомянутой троицей.
Чернышенко покинул фирму в 2005 году, когда возглавил заявочный комитет по проведению Олимпиады в Сочи. Краснов ушел в 2009, после чего стал старшим вице-президентом оргкомитета "Сочи-2014", а затем перекочевал за старым товарищем в "Газпром-Медиа". Илья Слуцкий же покинул компанию в 2010. Однако, по слухам, они могли продолжать сохранять влияние на предприятии еще многие годы.
По крайней мере, как утверждают авторы портала Adindex, якобы в 2015 году интересы Чернышенко и "Медиа Артс" вновь пересеклись. В марте 2015 было зарегистрировано ООО "Группа компаний "Медиа Артс", в котором Андрей Кокорин получил 63%. А уже в сентябре того же года его доля в этом новом обществе перешла в залог к Дмитрию Чернышенко. Позднее предприятие было переименовано в "Синглстар", а в 2017 году и вовсе ликвидировано.
Вполне вероятно, что оно создавалось для определенных целей. Но каких? И тут всплывает интересный момент: до 2014 года головной компанией всего холдинга было ЗАО "Группа "Медиа Артс", которое позднее было переименовано в ЗАО "Кристи" и инициировало собственное банкротство. На тот момент у предприятия было убытков на 19 млн рублей, а, согласно картотеке арбитражных дел, общая задолженность перед кредиторами достигала 180 млн рублей. Их, получается, решили просто не платить?
Потом во всей этой истории всплыла кипрская контора Mediaarts Communications Ltd, на которую оказалась записана ранее упомянутая "ДТВ-МА". За иностранной фирмой предположительно стоял Андрей Кокорин, который также фигурировал как единственный директор в другой кипрской компании со схожим названием – Mediaarts Communications Group Ltd.
Притом компании, ранее образовывавшие группу "Медиа Артс", начали активно судиться друг с другом. В частности, как следует из картотеки арбитражных дел, ООО "Би Ту Три" подало иски к ЗАО "Эфсибиай" почти на 53,5 млн руб.
Все это может говорить о том, что внутри группы создавалась контролируемая кредиторская задолженность. Как утверждают авторы портала Adindex, якобы у кредиторов и должников по разным делам были одни и те же представители. Целью создания контролируемой задолженности может быть, в том числе, перераспределение активов, подготовка к контролируемому банкротству, легализация ранее совершенных сделок через судебные акты. Это и было проделано?
К слову, все это не помешало впоследствии найти "Медиа Артс" нового иностранного партнера. Сообщалось, что группа может создать совместное предприятие с немецкой коммуникационной группой Serviceplan.
Со старыми друзьями - за новое дело
Партнерами Чернышенко по вышеупомянутым компаниям были Алексей Краснов и Илья Слуцкий. У первого сейчас имеется только одна действующая компания - АО "Медиа Плюс Групп", которая также занимается деятельностью рекламных агентств. У нее также весьма странные финансовые показатели: при выручке в 114 млн откуда-то взялась прибыль в 118 млн. Как такое вообще возможно?
Тем временем господин Краснов может быть отнюдь не прост. В свое время он был учредителем "МБО Фонд ПРОМИС", ликвидированного в 2014 году. И там среди его партнеров затесался Андрей Бокарев - известный кузбасский промышленник, совладелец УГМК на пару с Искандером Махмудовым. Последнему слухачи приписывали связь чуть ли не с околокриминальным миром.
Илья Слуцкий же сейчас является управляющим партнером Medme, стратегическом инвесторе в глобальной цифровой медицине. Компания инвестирует стартапы, как правило, на ранних стадиях развития и сотрудничает с инновационными digital health кластерами в России, Италии, Польше, Франции и других странах для развития направления цифровой медицины. А ведь Чернышенко сейчас как раз проявляет интерес к рынку ИТ.
В частности, он недавно обсуждал с представителями отрасли введение так называемого "цифрового налога" на использование данных россиян в рекламных целях. Кроме того, в ближайшее время правительство специальным постановлением может закрепить обязательное обеспечение учителей и врачей Скорой помощи РФ российскими планшетами на базе отечественной мобильной операционной системы "Аврора". Выгодополучателем от такого "закрепления" станет совладелец разработчика ОС ООО "Открытая мобильная платформа" Григорий Березкин, а также сам "Ростелеком" во главе с Михаилом Осеевским. Тему с "Авророй" продвигал как раз господин Чернышенко.
Что же получается: вдоволь наработавшись на рекламном рынке, партнеры решили освоить ИТ-сферу? Судя по всему, занимаясь рекламой, они смогли сколотить себе неплохой капитал, а потом, похоже, просто "слить" свои активы, из которых денежки могли оказаться на счетах связанных иностранных фирм. А ведь у Чернышенко теперь может быть доступ к стратегическим для страны проектам. Что, если там устроят нечто подобное?