Пять лет назад, в 2010 году, не только перед московскими, но и федеральными властями остро стояла проблема — что же делать с садовыми товариществами «Речник» и «Огородник», дома владельцев участков которых Росприроднадзор грозил снести тракторами. Тогда дело дошло до президента — в то время им был Дмитрий Медведев, который распорядился создать список членов товарищества на регистрацию собственности. Ответственность была возложена на Росимущество, Минэкономразвития, Генеральную прокуратуру и другие профильные структуры. Как выяснили «Известия», положение «Речника» до сих пор остается плачевным — реестр так и не создан, а новое юридическое лицо садового некоммерческого товарищества захватили бывшие защитники садоводов. Так, с 2011 года реестр жителей СНТ «Речник» неоднократно менялся (у «Известий» имеются все документальные подтверждения): проживающие с советского времени в садовом товариществе москвичи из списков удаляются, их места занимают другие, в том числе и депутаты — как Госдумы, так и муниципальные.
В 2010 году началась активная фаза борьбы московских властей с жителями садоводческих товариществ «Речник» и «Огородник» в Крылатском. Садоводческое товарищество «Речник» было образовано в 1956 году при управлении Канала имени Москвы; участки в нем были выделены сотрудникам Министерства водного транспорта СССР. Однако, после того как приватизация земли в подобных поселках была разрешена по всей России, в Москве ни жителям «Речника», ни жителям «Огородника» не удалось оформить собственность. Помимо живущих там с начала образования товариществ москвичей, землю начали захватывать сторонние люди и возводить капитальные строения, что вызвало негодование со стороны Росприроднадзора и московских властей, которые подключили Федеральную службу судебных приставов и начали сносить незаконные постройки.
Фактически под снос попадали и те, кто стал «владельцем» земли в результате самозахвата, и те, кто после развала СССР не смог оформить землю в собственность. В дело вмешался тогда еще президент Дмитрий Медведев, поручив ряду ведомств создать реестр тех, кто реально является участником товариществ, и помочь им в оформлении участков в собственность.
После распоряжения Дмитрия Медведева, как выяснили «Известия», дело с мертвой точки не сдвинулось. «Распил» земли продолжился, но уже теми, кто ранее защищал «Речник». Так, с 2011 года в правление юридического лица Садовое некоммерческое партнерство «Речник» стали входить новые лица, к примеру, Сергей Эфрос — председатель совета директоров ОАО «Подольский химико-металлургический завод», президент Национального скакового общества «Жокей-клуб», Александр Закондырин — муниципальный депутат Войковского района, член Общественной палаты Москвы. Председателем правления в настоящий момент является некий Дмитрий Егоров. Все вышеназванные по документам, имеющимся в распоряжении «Известий», с 2012–2013 годов имеют в «Речнике» значительные наделы земли. Также свои участки в «Речнике» — примерно по 50 соток — имеют депутаты Госдумы от ЛДПР Роман Худяков и Дмитрий Свищев, однако участки у Свищева оформлены на отца.
По словам экс-управляющей поселком Людмилы Гайдук, правление распределяет землю в товариществе по собственному желанию и исходит из личных интересов.
— В реестр они вносят тех, кого захотят. Меня из реестра исключили, то есть я фактически никто и участка у меня в «Речнике» нет, — рассказала «Известиям» Людмила Гайдук, добавив, что все свои решения правление оформляет постановлениями, которые принимаются на фиктивных заседаниях товарищества, куда не допускаются некоторые члены товарищества и где участвуют подставные лица.
По ряду таких решений поданы иски в Кунцевский суд. Однако, как говорит Людмила Гайдук, жители «Речника» уже не надеются на справедливость в своем деле, тем более что на нее саму было покушение, после чего она получила инвалидность, неоднократно поджигались ее дом и автомобили.
Член СНП «Речник» Галина Шорохова подтверждает слова Людмилы Гайдук, отмечая, что она сама и ее семья подвергались угрозам и нападениям.
— Земля в «Речнике» находится в федеральной собственности. Ее нельзя ни купить, ни продать по законодательству. И все мы там остаемся вне закона. У нас есть дачные книжки. Но нас спокойно может правление исключить из реестра своим решением и отдать наш участок с нашим имуществом другому человеку. Такие ситуации постоянно происходят, появляются в реестре новые люди — депутаты, бизнесмены, — рассказала Галина Шорохова, отметив, что вопрос с регистрацией в собственность участков «подвис в воздухе и не решается ни властями, ни правлением».
Как неофициально рассказали «Известиям» жители «Речника», 10 соток в садовом товариществе стоят $6,5 млн. Фактически наделы депутатов Свищева и Худякова стоят примерно по $32,5 млн.
Председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Дмитрий Свищев рассказал «Известиям», что у его отца Александра Свищева действительно имеется участок в «Речнике», но с 1990-х годов. Согласно документам, имеющимся в распоряжении «Известий», таких участков у семьи Свищевых пять. По словам самого депутата, недвижимости на этих участках нет. Однако члены садового товарищества рассказывают, что участки Свищева выходят на реку, на которой прежде стоял дебаркадер с домом.
— Там кто-то проживал, говорили, что Свищев его сдавал в аренду. Постоянные крики, шумные вечеринки были. И в прошлом году приехал ОМОН, снес заборы на участке депутата, и куда-то переместили дебаркадер вместе с домом и жильцами, — рассказала Людмила Гайдук.
К Дмитрию Свищеву в «Речнике» относятся положительно — как говорят местные жители, хотя надел его и увеличился, он все же пытался помочь людям в оформлении земли в собственность. А вот относительно Романа Худякова жители «Речника» высказываются неодобрительно.
— Он был на одном из фиктивных заседаний товарищества, и при нем принимались незаконные решения. Он даже никак не повлиял на то, чтобы все члены «Речника» были допущены на заседание, — пояснила Галина Шорохова.
В разговоре с «Известиями» депутат Госдумы Роман Худяков очень витиевато рассказал, что уже ничем не владеет в «Речнике».
— В «Речнике» у меня ничего нет уже давно. В свое время я должен был вступить в наследство, но когда узнал, что там шарашкина контора и ничего, кроме книжки «речника», не получаешь, я махнул рукой и даже туда не залазил, — сказал он, отказавшись при этом отвечать, кто ему должен был передать наследство.
На вопрос «Известий»: «Получается, что кто-то из ваших родственников был в СНП?» Роман Худяков ответил: «Мог. Но у меня официально там никогда ничего не было. Без бумаги — это все фикция. Книжки были, но это же фикция, неофициально, нелегально».
Председатель московского отделения партии «Альянс зеленых» Александр Закондырин подтвердил «Известиям», что входит в состав правления и формально имеет в садоводстве две сотки. По его словам, он принял предложение одного из садоводов по формальному предоставлению земли, чтобы иметь возможность заниматься внутренними делами товарищества.
— Меня попросили формально войти в правление «Речника» для того, чтобы быть арбитром в их внутренних спорах. Я гражданам в этом плане помогал, давал юридические советы, как правильно себя вести, — пояснил Александр Закондырин «Известиям». — Там де-факто мне участок не принадлежит. Мое участие формально.
По его данным, проблема с регистрацией земли находится в «зависшем состоянии».
— Не в моих силах решить главный вопрос для жителей поселка — о регистрации имущества. Поэтому вопрос нужно адресовать коллегам из Минэкономразвития. Понятно, что есть все юридические основания для регистрации, — добавил он.
Однако, как выяснили «Известия», на тех участках, которые записаны на Закондырина, находится коттедж, и, как говорят Людмила Гайдук и Галина Шорохова, особняк принадлежит «защитнику» «Речника».