2018 год оказался самым сложным в карьере томского предпринимателя Дениса Штенгелова. Известный до того успехами своей «КДВ Групп» — крупнейшего в России производителя снеков и кондитерских изделий — бизнесмен 25 марта прошлого года попал в заголовки СМИ в драматическом контексте пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». Штенгелов был совладельцем большей части площадей объекта, хотя и не занимался его оперативным управлением.
192 млн рублей для пострадавших
В момент происшествия предприниматель находился за рубежом, но быстро включился в процесс оказания помощи семьям жертв пожара, а также сообщил РБК, что его компания «работает со следствием». Выплаты пострадавшим со стороны структур Штенгелова в итоге составили 192 млн рублей — из расчета по 3 млн рублей на каждого из 64 погибших (позднее власти уточнили количество жертв — 60). Деньги были оперативно переведены в бюджет Кемеровской области. Поскольку средства пострадавшим выплачивались администрацией Кузбасса, в мае житель Кемерово Игорь Востриков, потерявший в пожаре жену, сестру и троих детей, на пресс-конференции заявил, что «от Штенгелова не было выплат: все, что пришло, — из резервного фонда области». И местные власти, и управляющая компания «КДВ Групп» эту информацию опровергли, разъяснив, что обещанная сумма в полном объеме была переведена структурами бизнесмена в бюджет.
Спустя год после трагедии под стражей находятся несколько менеджеров дочерней компании «КДВ Групп» — Кемеровского кондитерского комбината (ККК), управлявшего «Зимней вишней». Самого Штенгелова правоохранительные органы среди вероятных фигурантов расследования за это время не называли. Хотя глава Следственного комитета Александр Бастрыкин уже через день после пожара докладывал Владимиру Путину
, что ККК «был в нарушение установленного порядка преобразован в ООО «Зимняя вишня», торговый центр». «Главным спонсором и соучредителем» компании с долей 78% председатель СК тогда назвал Штенгелова. Он также уточнял, что бизнесмен «живет в основном в Австралии». Спустя еще несколько дней после трагедии предпринимателя упомянул в видеообращении и Аман Тулеев, на тот момент губернатор Кузбасса. Глава региона тогда рассказал, что обратился к Путину с просьбой воспрепятствовать отъезду из России виновных в пожаре. «Он сидит до сих пор, собственник, в Австралии. Я не дотянусь до этой Австралии», — говорил Тулеев. Штенгелов в интервью «КоммерсантЪ FM» в ответ на претензии заявлял, что и сам стремится к тому, «чтобы были найдены виновные, чтобы в итоге было проведено разбирательство, чтобы выяснили, что же на самом деле произошло», а также уточнял, что «планировал во второй половине апреля приехать [в Россию]».
За год, прошедший с пожара, состояние предпринимателя не уменьшилось. В 2018-м Штенгелов впервые вошел в число 200 богатейших бизнесменов страны — в рейтинге он занял 175-ю строчку с оценкой состояния в $600 млн. По оценке Forbes, за год его состояние выросло на $50 млн — до $650 млн. Как устроен сейчас бизнес Штенгелова?
Быстрее, «Ярче!»
Точная структура владения компаний, основанных Штенгеловым, неизвестна. Сам предприниматель в интервью РБК сообщал, что во всех основных активах — «КДВ Групп» и розничной сети «Ярче!» — он владеет пакетом, близким к контрольному. Все перечисленные проекты продолжают активно развиваться.
Так, выручка «КДВ Групп» в 2017 году выросла примерно на 14%, с 95,3 млрд рублей до 108,5 млрд. В структуре холдинга работает более десятка предприятий в нескольких городах России, которые производят 700 различных наименований продуктов под 40 торговыми марками. Самые известные — вафли, печенье и шоколад «Яшкино», сухарики «Кириешки», «3 корочки», а также «Бабкины семечки». В рейтинге Forbes «200 крупнейших частных компаний России 2018» «КДВ Групп» заняла 80-е место, поднявшись на две позиции вверх.
Холдинг и по итогам 2018 года входит в тройку лидеров российского рынка кондитерских изделий вместе с «Объединенными кондитерами» и международной Perfetti Van Melle, следует из отчета аналитической компании Euromonitor. Эксперты отметили, что «КДВ Групп» в последние два года укрепила позиции за счет конкурентоспособных цен, выпуска новых продуктов и расширения сети сбыта. Штенгелов в 2017-м заявлял, что «внутренняя задача» компании — продолжать «расти двузначными темпами».
С этой целью особенно хорошо справляется второй крупный бизнес томского предпринимателя — супермаркеты «Ярче!» Всего за три года с момента основания ретейлер превратился в сеть из более чем 500 магазинов в регионах Сибири, а также вышел на московский рынок. Среднегодовой темп роста выручки в 2015-2017 годах составлял 82%. В 2017-м показатель год к году увеличился вдвое и достиг 31,8 млрд рублей. По плану Штенгелова, который называет «Ярче!» стартапом, в ближайшей перспективе розничный бизнес продолжит расти на 20-30% в год. Осенью 2018-го «Ярче!» вошла в список быстрорастущих сетей «INFOLine Retail Russia ТOP-100».