Совет федерации сегодня дал согласие Генпрокуратуре на уголовное преследование сенатора от КЧР Рауфа Арашукова, который на выходе из зала заседаний был задержан сотрудниками ФСБ. Ему предъявлено обвинение в убийствах, участии в преступном сообществе и давлении на свидетеля. В ближайшее время следствие обратится в Басманный райсуд с ходатайством о его аресте. По делу в СИЗО уже находится несколько человек, как минимум один из которых дал показания на господина Арашукова. Также сегодня был задержан отец сенатора — Рауль Арашуков. Его подозревают в организации преступного сообщества.
С ходатайством о даче согласия на привлечение Рауфа Арашукова к уголовной ответственности в СФ обратился генпрокурор Юрий Чайка. Он же сегодня утром обнародовал документ на заседании СФ. По некоторым данным, за реакцией сенаторов следил глава СКР Александр Бастрыкин, находившийся в зале.
Сенатор подозревается СКР в организации нескольких преступлений, в том числе резонансных убийств лидера молодежного движения «Адыге Хасэ» Аслана Жукова и советника экс-президента Карачаево-Черкесии Бориса Эбзеева Фраля Шебзухова, совершенных в Черкесске еще в 2010 году.
Господина Жукова застрелили в машине на его же автомойке, а господина Шебзухова до смерти забили бейсбольными битами.
Преступления долгое время оставались нераскрытыми, но в 2012 году следователи СКР задержали подозреваемого в убийстве — местного жителя Расула Аджиева. Ему было предъявлено обвинение в убийстве господина Жукова, но в итоге суд оправдал киллера за недостаточностью доказательств его причастности к преступлению.
После этого родственники господина Жукова провели несколько акций протеста. По распоряжению главы СКР Александра Бастрыкина, это и другие уголовные дела о совершении особо тяжких преступлений в КЧР местное подразделение передало в центральный аппарат следственного ведомства. Туда и явился уже оправданный Аджиев, решивший признать свою вину и рассказать об организаторах преступления.
По словам киллера, заказ к нему поступил от Руслана Агоева, мужа сестры сенатора от КЧР Рауфа Арашукова, у которого он служил охранником. Руслана Агоева задержать не успели — он улетел якобы для того, чтобы лечить болезнь легких в ОАЭ, откуда не вернулся.
9 ноября 2018 года следователем было вынесено постановление об объявлении господина Агоева в федеральный розыск, а уже на следующий день он оказался в розыске международном. 23 ноября Басманный райсуд заочно арестовал мужа сестры сенатора, также заочно обвиняемого в убийстве и незаконном обороте оружия, (ст. 105 и ст. 222 УК) на два месяца с момента его задержания или выдачи России.
В показаниях Аджиева заказчиком этого и целой серии других убийств назывался сенатор Арашуков, однако для того, чтобы установить его непосредственное участие в преступлениях, следствию понадобилось время. Официальный представитель СКР Светлана Петренко подтвердила “Ъ”, что пока сенатор от КЧР подозревается в убийствах господ Жукова и Шебзухова.
Источник “Ъ” отметил, что задержали экс-сенатора сразу, потому что ему инкриминируются особо тяжкие преступления, а кроме того, у сотрудников ФСБ, осуществляющих оперативное сопровождение расследования, была информация о планируемом вылете политика из страны.
Позднее СКР предъявил Рауфу Арашукову обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.210 УК РФ (участие в преступном сообществе), ч.4 ст.309 УК РФ (давление на свидетеля), ч.2 ст.105 УК РФ (убийство). На допросе Арашуков заявил, что не владеет в достаточной мере русским языком и потребовал переводчика, который был ему обеспечен.
Источники “Ъ” также отмечают, что в правоохранительных органах имеется информация о том, что господин Арашуков мог быть причастен и к мошенничествам в особо крупном размере.
По данным источников “Ъ”, одним из свидетелей по делу в отношении сенатора Арашукова выступает экс-сенатор от КЧР Вячеслав Дерев, который сейчас сам содержится под стражей в Москве по обвинению в махинациях с НДС. Источник “Ъ” отметил, что, поскольку КЧР республика небольшая, уже через несколько дней всем было известно, кто именно стоит за убийствами господ Жукова и Шебзухова.
Но благодаря своим связям в правоохранительных органах, в том числе в региональном СКР, влиятельный в республике клан Арашуковых «смог отвести от себя подозрения». Несмотря на многочисленные митинги родственников погибших и их обращения в органы федеральной власти, расследование фактически не продвигалось. Между тем в 2012 году господин Дерев дал интервью, в котором фактически указал на причастность господина Арашукова к громким преступлениям в республике. Вскоре последовала ответная реакция — в коммерческие структуры, связанные с сенатором, пришли силовики. После обысков было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК), закончившееся арестом самого господина Дерева, которому в нынешнем году исполнится 70 лет. В окружении господина Дерева мало кто сомневается, что за его уголовным преследованием может стоять господин Арашуков и связанные с ним люди.
Вячеслав Дерев объяснил следствию, на чем основаны его подозрения в адрес действующего сенатора от КЧР. В окружении экс-сенатора надеются, что после задержания сенатора Арашукова по делу господина Дерева будет проведена проверка, которая закончится прекращением его уголовного преследования.
Одновременно с задержанием сына в Совете федерации в Санкт-Петербурге в здании «Газпром
а» был задержан отец сенатора Рауль Арашуков. С конца 90-х он руководил различными подразделениями «Межрегионгаза», а с 2011 года работал советником генерального директора «Газпром
межрегионгаз», координируя работу филиалов компании в Северо-Кавказском федеральном округе.
Арашуков-старший, сообщили “Ъ” в СКР, в делах об убийстве пока не фигурирует.
Зато его подозревают в организации преступного сообщества с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 210 УК). По версии следствия, он причастен к хищению природного газа на сумму более 30 млрд руб. Рауф Арашуков, очевидно, являлся участником этого ОПС, отвечая в нем за силовые акции и политическое прикрытие. Отметим, что по инкриминируемым статьям УК Арашукову-младшему грозит пожизненный срок, а его отцу — до 25 лет лишения свободы.
В рамках расследования сотрудниками СКР, ФСБ и полиции сегодня были проведены десятки обысков в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе и Черкесске.