Сколько может заработать глава провинциального города на продаже территорий и сдаче их в аренду? Как обойти закон о конкуренции и передать все активы за бесценок доверенному судимому депутату? Можно ли за один день в сотни раз увеличить стоимость участков, изъятых из муниципальной собственности? Ответы на эти вопросы дали корреспонденту ПАСМИ жители Елабуги, которые уже десять лет пытаются остановить бизнес местной власти, основанный на раздаче государственных земель.
Общество против мэра
«Мэр города Елабуга и глава Елабужского района Емельянов Геннадий Егорович занимается земельными аферами и хищением муниципальных средств», — такое сообщение с просьбой организовать независимое журналистское расследование пришло в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции» от жителя татарстанского города Вячеслава Агишина, выступающего от имени местных активистов. Социальная напряженность в Елабуге , кажется, достигла предела: жители готовы выйти на митинги, чтобы добиться реакции правоохранителей на действия местной власти.
Общественники смогли самостоятельно собрать доказательства, указывающие на признаки незаконной деятельности мэра и связанных с ним предпринимателей. Анализ этой документации показал, что речь идет, судя по всему, о миллиардных убытках для бюджета.
Причем, схема раздачи земельного фонда, когда участки сначала якобы случайно достаются доверенным лицам за бесценок, а потом их стоимость взлетает в разы — носит общероссийский характер в силу своей универсальности, простоты применения и колоссальных доходов для участников.
Сказочные цены
«Я охотник, рыбак и знаю свой район как пять пальцев — здесь у меня родились дед, отец и я сам. И тут вдруг в последние годы начали одну за другой закрывать территории для рыбалки и охоты, мол, земля теперь частная. Хотя, кто, когда и на каком основании ее продал — непонятно», — так начал Вячеслав Агишин свою историю о противостоянии с главой Елабуги и Елабужского районного совета Геннадием Емельяновым.
Этот пост чиновник занял в 2010 году, после чего, как заметили местные жители, началась масштабная распродажа муниципальных земель.
С молотка ушли самые привлекательные территории, в том числе — непосредственно прилегающие к национальному парку «Нижняя Кама». А примерно с 2013 года возле заповедных сосновых массивов начали строить уютные коттеджи.
Элитные поселки на некогда муниципальных землях, переданных ныне в руки частных собственников, растут с неимоверной скоростью. Хотя земля здесь стоит недешево: 10 соток, исходя из объявлений в интернете, сейчас можно приобрести по цене от 1 млн рублей.
Можно было бы предположить, что бюджет Елабуги заработал на этом неплохие деньги. Но нет. Когда активисты начали изучать документы по продаже наделов, выяснилось, что практически все высоколиквидные территории — с хорошими видами и транспортной доступностью — были в проданы как земли сельхозназначения, застройка которых запрещена.
А уже после того, как недвижимость была выведена из госсобственности, администрация изменила их категория на «ИЖС», то есть под индивидуальное жилищное строительство. Понятно, что после изменения категории цена участков возрастала, порой — в сотни раз.
«Арифметика тут простая: если сельхозземля обходилась ее новым обладателям по 500 рублей за сотку, то после того, как она стала городской, и были выданы разрешения под ИЖС, стоимость одной сотки стала доходить до 125 тыс. рублей», — подсчитал рентабельность сделок Вячеслав Агишин.
Причем, деньги на благоустройство теперь уже частных участков мэр Емельянов готов щедро вкладывать за счет муниципальных программ. Правда, эти факты администрация всеми силами пытается скрыть от населения, используя для этого околозаконные методы. Об этих методах ПАСМИ рассказали участники публичных слушаний по скандальному проекту застройки поселка с рабочим названием «Гринландия».
Тайное собрание
Слушания по утверждению очередного проекта застройки под индивидуальное жилищное строительство проходили в Елабуге 31 января 2019 года.
«Слушания были назначены в четверг днем, так чтобы прийти могли только подконтрольные бюджетники. Они приходят в обязательном порядке по заранее утвержденному перечню, чтобы проголосовать за нужные администрации решения», — пояснила редакции Регина Саляхова, председатель исполнительного комитета общественного движения «Народный контроль». Активистка сумела сфотографировать эти списки во время проведения обсуждения.
Сама Регина Саляхова на это мероприятие попала случайно: общественница отслеживала проведение собраний в мэрии, посвященных земельным вопросам, и обратила внимание на слушания, где предлагалось обсудить план застройки несуществующего участка.
«Кадастровый номер участка 16:47:140401, указанный в постановлении мэра Елабуги Геннадия Емельянова о проведении слушаний, на самом деле не существует на публичной кадастровой карте, а участок, застройка которого обсуждалась, значится под номером 16:18:140401. А это значит, что граждан города специально вводят в заблуждение, чтобы они не могли понять каким вопросам на самом деле посвящены данные публичные слушания», — заявила руководительница «Народного контроля».
По мнению Регины Саляховой, администрация города на самом деле не хотела отвечать, почему эти земли отданы под ИЖС, а не под многоэтажное строительство, потребность в котором у Елабуги очень высокая.
Кроме того, непонятна и позиция местных властей по включению практически на 100% частной «Гринландии» в программу по строительству школы, детского сада и других объектов, тогда как на участках, которые мэрия выделяет для многодетных семей, социальной инфраструктуры нет и в будущем не предвидится.
Странная позиция чиновников, как считает Саляхова, имеет вполне простое объяснение: власть действует в интересах частных владельцев этой территории, имена которых всеми силами пытались скрыть от участников слушаний.
«В ответ на требования присутствующих назвать, кто является собственниками этого обширного участка заместитель главы Елабужского района Зульфия Сунгатуллина сказала, что не знает собственников в лицо», — рассказала Саляхова. Видеозапись слушаний bvttncz в распоряжении ПАСМИ.
Обращение с просьбой разобраться с нарушениями, допущенными в ходе обсуждения, активистка направила на имя прокурора Республики Татарстан Ильдуса Нафикова и прокурора Елабуги Рустэма Шарафутдинова в феврале 2019 года. Ответа заявительница пока не получила.
Между тем, тайные землевладельцы — люди в Елабуге, да и в Татарстане в целом, довольно известные: значительная часть «Гринландии» принадлежат напрямую и через аффилированных лиц Фанису Низаметдинову и Анатолию Любимову.
Судимый депутат и авторитет из 90-х
Фанис Низаметдинов сегодня является депутатом Елабужского районного совета и предпринимателем. С мэром Елабуги Емельяновым бизнесмен знаком давно: с 1999 по 2004 годы Емельянов занимал должность первого заместителя главы администрации города Набережные Челны, а Низаметдинов работал там с 2001 года руководителем департамента ЖКХ.
Там же он впервые оказался уличен в коррупции: в 2005 году на Низаметдинова завели уголовное дело. Поводом послужила информация о том, что он требует у подотчетных организаций деньги на подарки и премии сотрудникам ко Дню работника ЖКХ. А вскоре последовали и обвинения еще по 10 эпизодам, включая незаконное предпринимательство. В результате Низаметдинов был осужден на три года лишения свободы условно.
Но это не помешало коммерсанту вернуться во власть: после того как в 2010 году мэром Елабуги был назначен Емельянов, Низаметдинов оказался в кресле депутата Елабужского районного совета. И за следующие десять лет Фанис Равильевич превратился в одного из самых крупных землевладельцев Елабуги.
По подсчетам источников ПАСМИ, он владеет львиной долей земель, выведенных мэром Геннадием Емельяновым из муниципальной собственности. Речь идет о земельном массиве примерно в 700 га.
Как и полагается российскому чиновнику, значительную часть своих активов депутат оформил на семью: его дочери Диане Шлеменковой сейчас принадлежит более 400 га на праве собственности и порядка 130 га на праве аренды.
Не менее интересна и биография Анатолия Любимова, который, как стало известно собеседникам ПАСМИ, выступает совладельцем части земель Низаметдинова через членов своей семьи. Любимов известен как лидер ОПГ «Любимовские», действующей в 90-е годы. В 1994 году Анатолий Любимов был приговорен к 13,5 годам лишения свободы за организацию убийства бизнесмена и депутата Верховного совета Татарстана Саида Гафиятуллина.
Слепые силовики и 200 миллионов
Доказать неслучайность того, что проданные за бесценок мэром Геннадием Емельяновым земли оказались в руках узкого круга людей — прямая обязанность правоохранительных структур, считают жители города.
Однако, в ответ на заявления о признаках преступлений в действиях местных властей силовики городского и республиканского уровней отвечают, что коррупционной составляющей в действиях Геннадия Емельянова они не усматривают.
Заявления неоднократно направлялись на имя министра внутренних дел по Республике Татарстан Артема Хохорина, республиканского прокурора Ильдуса Нафикова, прокурора Елабуги Рустэма Шарафутдинова, а также руководителя ОМВД по Елабужскому району Юрия Пономарева. Копиии обращений и ответов на них имеются в редакции ПАСМИ.
Судя по всему, не найдено коррупционной составляющей и в истории о следах возможной финансовой благодарности за «земельные подарки». Она касается коттеджного поселка «Лесная поляна». По данным местных СМИ, права на этот участок площадью 57 га Низаметдинов получил на основании торгов, которые состоялись в октябре 2011 года. Плата за аренду составила всего 491 тыс. рублей, то есть порядка 86 рублей за сотку.
Затем назначение земли было изменено с сельскохозяйственной под ИЖС и депутат распродал участки под строительство коттеджей по цене 1 тыс. 200 рублей за сотку. 200 млн рублей из вырученных средств Низаметдинов перечислил в ИП своей дочери Дианы Шлеменковой, а она, в свою очередь, перевела их ООО «Квинта-Петролеум», собственником которой является сын елабужского мэра Геннадия Емельянова — Эдуард Емельянов, сообщали журналисты. Назначение счета — якобы за предоставленные горюче-смазочные материалы.
Сын в отца…
Также не могут добиться местные жители и расследования еще одного крайне любопытного эпизода, когда вместо соцобъекта сын мэра Елабуги построил частный коттедж.
Этот дом находится в Костеневском сельском поселении Елабужского района на берегу Камы: в 2011 году данный участок был передан компании Эдуарда Емельянова под названием «Переправа» для строительства лодочной станции. Однако, за восемь лет данный объект так и не появился. Вместо него за высоким забором выросло трехэтажное имение, перекрывшее доступ к воде.
«У наших соседей — в Тукаевском районе Республики Татанстан — «игры с землей» также связаны с фамилией Емельянов, — рассказал журналисту ПАСМИ Вячеслав Агишин. — Летом 2018 года управление ФАС по Татарстану выяснило, что фирма «Квинта-Петролиум», принадлежащая сыну елабужского мэра Эдуарду Емельянову, нарушила закон о конкуренции при борьбе за земли, выделенные палатой имущественных отношений Тукаевского района Татарстана. Следственные органы, как писали СМИ, возбудили несколько уголовных дел, но о дальнейшем ходе расследования мне ничего не известно».
Также Агишин сообщил о сомнительных операциях Геннадия Емельянова в Зеленодольском районе Татарстана, где он был главой администрации с 2004-2006 годы: на территории Раифского мужского монастыря через ООО «Раифское» сын и дочь Емельянова Елена Сергина построили гостиничный комплекс и стали получать доход.
Несвобода собраний
Чтобы привлечь внимание главы Татарстана Рустама Минниханова и федерального центра к ситуации с масштабным разбазариванием земельного фонда жители города Елабуги собирались провести 24 марта 2019 года общегородской митинг. На протестное мероприятие организаторы рассчитывали собрать до двух тысяч человек.
Уведомление о проведении митинга было направлено в Исполнительный комитет города Елабуги, однако в согласовании мероприятия администрация отказала под предлогом проведения в именно в этом месте и именно в это время неких работ с использованием спецтехники, что что якобы помешает безопасности публичного мероприятия.
Организаторы считают действия властей незаконными, поскольку им не была предоставлена альтернативная площадка. Отказ администрации жители Елабуги собираются оспорить в суде.