Анонсированное Минпромторгом в 2012 году объединение двух вертолетных КБ «Миля» и «Камова» в единую структуру – Научно-технический комплекс (НТК) АО «Вертолеты России» вступило в завершающую стадию. Кому выгодно фактическое уничтожение советских КБ, заложенное в программе Минпромторга «Развитие авиационной промышлености на 2013-2025 гг», и к чему это может привести?
Конкуренты готовы к захвату рынка
Процесс слияния (а по мнению многих специалистов – уничтожения) знаменитых советских КБ был физически запущен в июле этого года. Приказом № 480 от 25.07.2019 года по АО «МВЗ им. М. Л. Миля» был запущен процесс создания рабочей группы по реорганизации КБ «Миля», а уже 29.07.2019 года вышел Приказ № 157-ук, об учреждении рабочей группы по реорганизации КБ «Миля» и «Камова» в «НЦВ» (национальный центр вертолетостроения – прим. редакции), который запустил этот процесс в рамках единого холдинга.
Но, похоже, что авторы всего этого не просчитывали реакцию рынков.
Конкуренты, видимо, давно готовились в этой инициативе Минпроторга (или она была согласована с ними заранее?). Не прошло и двух месяцев с момента выхода вышеуказанных приказов об объединении, а американцы уже играют на опережение. Издание «Интерсфакс-АВН» сообщает, что США передали Украине сертификаты для ремонта вертолетов типа «Ми», тем самым легализовав украинские ремонтные и производственные предприятия на рынках, находящихся под влиянием США. По данным издания:
«Стратегический советник США по вопросам военно-промышленного комплекса Украины Дональд Винтер на встрече с министром обороны Украины Андреем Загороднюком передал сертификаты, которые позволят предприятиям украинского оборонно-промышленного комплекса ремонтировать вертолеты типа "Ми" для иностранных заказчиков».
Это большой подарок украинским коллегам. Ведь по официальным оценкам вертолетного холдинга, более 8 000 вертолетов советского и российского производства эксплуатируются в более чем 100 странах мира. Вертолеты советского/российского производства сегодня занимают 32% мирового парка боевых и 42% средних военно-транспортных вертолетов. По данным холдинга, в мировом парке вертолетов гражданского назначения наши вертолеты составляют 49% среди тяжелых вертолетов и 65% в классе средних вертолетов (со взлетной массой от 7 до 20 тонн). Это огромный рынок! Даже в холдинге (как ни странно) это понимают…
Примечательно, что ранее, в 2015 году, американская компания Lockheed Martin приобрела национального производителя вертолетов Sikorsky Aircraft. При этом, нужно отметить, что никто компанию Sikorsky Aircraft не переименовывал и не разрушал ее структуру. Так может стоит присмотреться к чужому опыту, если своего не хватает?
Так не доставайся ты никому!
В 2012 году на официальном сайте АО «Вертолеты России» сообщалось, что инициированная Минпромторгом программа объединения двух КБ обусловлена тем, что: «…ни для кого не секрет, что за прошедшие 20 лет оба КБ потеряли значительную часть своих сотрудников, и тенденция такова, что в ближайшей перспективе ни КБ «Миль» ни КБ «Камов» не смогут самостоятельно реализовать крупный проект в вертолетостроении».
То есть, уже тогда головная управляющая холдинговая структура и Минпромторг, открыто признавали, что российские вертолетные КБ недееспособны? А ведь именно Денис Мантуров, сначала в должности гендиректора АО «ОПК Оборонпром», а потом в кресле заместителя министра и министра промышленного министерства с 2002 года имел непосредственное отношение к национальным вертолетным КБ. Более того, в 2005 году именно Мантуров возглавил Совет директоров АО «МВЗ им. М. Л. Миля»! Таким образом, можно утверждать, что именно Мантуров может быть причастен к тому, что можно назвать развалом российских вертолетных КБ, ведь даже сами «Вертолеты России» у себя на сайте в 2012 году дали понять, что не верят в состоятельность КБ.
Если покопаться более подробно в биографии Дениса Мантурова, то в ней имеются интересные детали, характеризующие деловые качества министра. В КБ «Миля» остались еще свидетели его краткосрочного нахождения в этой организации в должности коммерческого директора. По понятным причинам (опасаясь гнева всесильного министра), сотрудники КБ «Миля» рассказали об этом периоде на условиях крайней анонимности. На должность коммерческого директора ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» Денис Валентинович был зачислен 12.07.2000 года, а уже 30.01.2001 года он поспешил покинуть КБ «Миля» «по собственному желанию». В КБ «Миля» Денис Мантуров пришел с должности зам. гендиректора ОАО «У-УАЗ», на которую его, судя по всему, пристроил тесть Евгений Кисель. Столь краткосрочный период нахождения в должности коммерческого директора КБ Миля, в дальнейшем позволит Мантурову использовать этот факт в своей биографии при продвижении по карьерной лестнице. А вот результаты «труда» Дениса Валентиновича в этой должности в официальных биографиях не упоминаются, так как он не любит вдаваться в подробности этого периода.
А жаль! По информации наших источников, в период нахождения в должности коммерческого директора МВЗ им. М.Л. Миля, Денис Валентинович себя никак не проявил. За время его руководства коммерческой составляющей КБ не было заключено ни одного серьезного контракта на НИОКР, поставку запасных частей и/или комплектации, а также ремонт или модернизацию вертолетной техники. Зато в этой должности Денис Мантуров прославился постоянными разъездами по различным выставкам и прочим зарубежным мероприятиям. Конечно, жил за пределами Родины в то время будущий министр значительно скромнее, чем сейчас, по поводу чего совсем недавно был большой скандал, но толку от его поездок что тогда, что сейчас, было мало.
В связи с инициативой США, возникает естественный вопрос – на кого работает российский министр Мантуров? Ведь преподаватель социологии Мантуров, окончивший в 2006 году Российскую академию госслужбы при президенте РФ по специальности «юриспруденция», как «юрист», не может не знать, что юридическое уничтожение исторических конструкторских школ «Миля» и «Камова» вызовет некий правовой вакуум. И не факт, что мировая авиационная общественность признает мантуровкое «НЦВ». По крайней мере, инициатива США на Украине говорит о том, что признания ждать придется долго…