Сотни частных инвесторов из разных регионов страны вложили 10 млрд рублей в фонд «Благополучие», который инвестировал в криптовалюту. Или делал вид, что инвестировал. Создатели проекта обещали своим клиентам высокие доходы, квартиры, коттеджи и самолеты за полцены и в целом красивую жизнь миллионеров. Ради такого будущего многие вкладчики рискнули продать собственные квартиры, рассказали они «Известиям». Однако после небольшого периода выплаты прекратились — люди так и не смогли вернуть вложенные миллионы. Уголовное дело о мошенничестве, возбужденное по факту хищений, результатов пока не дало. 2 марта инвесторы собрались у офиса фонда, но его двери оказались закрыты. Почему создателям неудачных инвестиционных проектов удается скрываться с чужими миллионами, разбирались «Известия».
«Без квартир, без жилья, без огромных сумм...»
Хромая лошадь: ставка на криптовалюты принесла хедж-фондам серьезные убытки
К чему приведет очищение рынка от слабых и мошеннических проектов
Частные клиенты инвестиционного фонда «Благополучие» из разных регионов страны пострадали от действий его основателей, заявили вкладчики «Известиям». 10 млрд рублей, по предварительным подсчетам, люди вложили в проект, который обещал большую прибыль от вложений в криптовалюты.
Многие вкладчики продавали свои единственные квартиры, а деньги несли в фонд. Но в итоге большую часть средств они потеряли, а сам проект, по их мнению, оказался обычной финансовой пирамидой.
— Нас и еще многих инвесторов обманули. Люди остались без квартир, без жилья, без огромных сумм денег, — рассказала «Известиям» бывший клиент фонда Олеся Алексеева.
«Открыв счет сегодня на 1 млн, через год вы получите 3 млн», — гласил рекламный ролик «Благополучия» и компании VISO — «бутика доходных предложений», как его назвали создатели. Своим клиентам они предлагали инвестировать в биткоин с «гарантированной ежемесячной доходностью» 5–12%.
«Благополучие. Нам доверяют миллионы» — под таким слоганом работал фонд, следует из его рекламного видеоролика. Там же говорится, что минимальный вход в проект стоил 100 тыс. рублей. А 12% можно получить при единовременном вложении от 5 млн рублей.
Руководители фонда заключали с инвесторами договор «о доверительном размещении средств», деньги перечислялись на расчетный счет. В договорах (есть у «Известий») указано, что «доход от инвестиционной деятельности не является прибылью исполнителя и представляет собой кредиторскую задолженность исполнителя перед клиентом».
Для того чтобы убедить потенциальных инвесторов в надежности проекта, создатели фонда регулярно организовывали беспроигрышные лотереи, вручали дорогие подарки, проводили тренинги и звали в особый клуб — «для миллионеров». Анонсировали открытие офиса премиум-класса в одной из башен «Москва-Сити». Обещали покупку дорогих и престижных вещей — автомобилей, квартир, брендовых часов и даже самолетов — за полцены. «В клубе миллионеров мы все кайфуем», — сообщали цветущие дамы из проморолика. В другом рекламном видео неизвестный мужчина заверил, что на заработанные в фонде деньги уже купил собственный самолет.
Согласно данным базы СПАРК, гендиректор ООО «Благополучие» — Виталий Соколовский. Договоры с клиентами подписывал его компаньон Виталий Павлов. В одном из роликов он называет процесс инвестиций игрой, а договоры с новыми вкладчиками — урожаем. Оба бизнесмена фигурируют в большинстве промороликов компании и имеют доли во множестве более мелких фирм, следует из базы СПАРК.
Про Виталия Павлова известно, что суд Балашихи в июне 2022 года уже постановил взыскать с него 500 тыс. рублей долга по гражданскому иску. Эти деньги Павлов взял в долг у истца и не вернул, следует из решения суда. Остальные пострадавшие возврата своих денег пока не добились. О Виталии Соколовском сведений немного: в открытых источниках лишь говорится, что он учился в МГИМО.
Со слов пострадавших, руководители фонда уверяли их, что деньги «напрямую инвестированы в ряд перспективных криптопроектов». Обещали показать, «на каких инструментах была получена прибыль». Но куда на самом деле были вложены их деньги, инвесторы так и не узнали. У пострадавших нет уверенности, что их вложения работали на реальном рынке инвестиций.
«Виновата в доверчивости»
Пострадавшие рассказали «Известиям», что некоторые из них получали выплаты, но в ноябре 2022 года они полностью прекратились.
Чтобы стать инвесторами фонда, семья Горшковых из Москвы продала квартиру. Надеялись, что таким образом смогут заработать на лечение дочери-инвалида. Фонд предлагал удвоить инвестиции в кратчайшие сроки. Но благополучие в семье не наступило — Горшковы остались без денег и жилья.
— Моя семья вложила 11 млн. Нам негде жить, мы сидим на мешках. Снимать жилье не можем, потому что нет денег. Деньги моей младшей дочери, которые у нас были отложены на реабилитацию, тоже ушли в фонд, — рассказала «Известиям» инвестор Ольга Горшкова.
Пенсионерка Валентина Костенко два года назад попала под программу расселения из аварийного жилья в Архангельской области. Правда, вместо квартиры получила компенсацию — почти 2 млн рублей. Представители фонда убедили женщину инвестировать эти средства в «супердоходный» проект. Теперь пенсионерка вынуждена арендовать однокомнатную квартиру в Щербинке, а с питанием и лечением ей помогает дочь.
— Я жить не могу, спать не могу. Понимаю, что виновата — виновата в своей доверчивости, — плачет Валентина Ивановна.
Олег Демидов из Москвы рассказал «Известиям», что вложил в «Благополучие» 30 млн рублей, а есть еще пострадавшие из Саратова, Пензы, Санкт-Петербурга и других городов.
Клиент фонда Юрий Матросов и другие вкладчики, в подробностях изучившие схему его работы, рассказали «Известиям», что вовлекать потенциальных инвесторов в бизнес руководству помогали специально обученные люди — дропы. Они, полагают инвесторы, являются выходцами из других похожих проектов. Дропы связывались с людьми в мессенджерах и соцсетях и на примере собственного успеха убеждали сделать взнос.
По словам клиента фонда Николая Спирина, перед тем как прекратить выплаты, Виталий Павлов вместе с женой и компаньонами отправился отдыхать на Мальдивы.
— Хотя денег на выплаты инвесторам на тот момент уже не было и дела у фонда шли плохо, — отметил мужчина.
В экономике нет инструмента, способного гарантировать доходность выше банковского процента, поделился мнением с «Известиями» трейдер Николай Солабуто.
— У «Благополучия» хорошая вывеска, но на самом деле, по моему мнению, это обычная пирамида Понци (Чарльз Понци — итальянский «пирамидостроитель», основатель «схемы Понци». — «Известия»). В ней старые вкладчики получают доход за счет вложений новых вкладчиков, — полагает эксперт.
В таких схемах первые вклады оформляются, как правило, на аффилированных лиц — родственников и знакомых основателей проекта, которые в последующем получают прибыль за счет новых вкладчиков. С точки зрения закона это считается незаконным обогащением, обратил внимание эксперт.
— Потом основатели пирамиды сбегают, а люди остаются без денег. Эта схема известна еще со времен Мавроди, который обещал своим вкладчикам 17% в день и тоже говорил, что он вкладывает деньги в акции различных компаний, — напомнил трейдер.
Рынок криптовалюты аналогичен рынку акций и биржевому. Цена одной единицы криптовалюты зависит от объективных событий в мире, в том числе в сфере электроники и комплектующих, рассказала «Известиям» член Ассоциации юристов России Татьяна Завьялова.
— Сейчас криптовалюта находится в спокойном состоянии без ценовых скачков, поэтому такие проценты, как обещало «Благополучие», заработать сложно. Реальными можно назвать от 2 до 8% в год, — сказала эксперт.
Неустановленные лица
Где сейчас находятся основатели фонда, вкладчикам неизвестно. По одной из версий, Виталий Павлов за границей. Виталий Соколовский, по их мнению, может скрываться в России. Лидеры инвестиционного проекта изредка выходят на связь, обещая рассчитаться с клиентами.
17 ноября 2022 года следователи возбудили уголовное дело в отношении неустановленных лиц. Эти лица похитили чужое имущество под предлогом займа, следует из материалов дела.
«В деле имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного ч. 4. ст. 159 УК РФ», — говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела.
«Известия» отправили запрос в МВД, чтобы узнать, почему фигуранты дела не установлены и какую роль в их установлении играют инвестиционные договоры. В этих документах указаны фамилии и стоят подписи всех участников инвестпроцесса, включая руководителей фонда «Благополучие».
Устав ждать результатов расследования, 2 марта вкладчики собрались у офиса фонда на Пятницкой улице в Москве с требованием вернуть им деньги, убедился корреспондент «Известий», побывавший на месте событий. Но наткнулись на закрытые двери и вызвали полицию, после чего написали коллективное заявление. Чтобы добиться справедливости, они готовы дойти до главы СК Александра Бастрыкина.
Законодательство не приспособлено к защите прав и интересов инвесторов в цифровом пространстве, поэтому обеспечить безопасность их финансов в этой сфере крайне сложно. Следствие может отследить виновников, но с большими трудностями, и это осложняет полноценное продвижение уголовного дела, пояснила юрист Татьяна Завьялова.
Уголовное дело возбуждается в отношении неустановленных лиц в том случае, когда следствию не хватает доказательств, чтобы предъявить обвинение конкретным людям. Но это может случиться, как только доказательства будут найдены, уточнила она.