Поговаривают, вот-вот в сводках по делу о взятках в обмен на покровительство по этому делу замелькают и другие российские регионы. Сейчас у Пензы эту сомнительно почетную эстафету, похоже, перенял Красноярск.
Растворимая таблетка
Стало известно, что внимание следователей привлек контракт, заключенный краевым Минздравом с концерном Бориса Шпигеля в ноябре прошлого года. Словно по красной ковровой дорожке, без конкурсов и торговых схваток вошел «Биотек» во второй по величине регион России, получив более 67 млн рублей за поставку препарата фавипиравир (торговое название – арепливир), замечает новостной портал «ТВК6».
Препарат рекомендован для устранения симптомов коронавируса и рекомендован к применению, начиная с первого дня заболевания, Министерством Здравоохранения РФ. Существует, правда, один щекотливый момент: японцы, которые разработали фавипиравир для лечения обычного гриппа, не подтвердили его эффективность при коронавирусе. Но чиновников Минздрава это не остановило и, вооруженный рекомендациями самого министерства, Борис Шпигель принялся активно продвигать это лекарство в массы.
Сдержанная оценка медиков на предмет эффективности препарата не помешала Минздраву Красноярского края закупить фавипиравир аж на 67 млн. рублей. Чиновники от министерства воспользовались лазейкой в законе о госзакупках, которая дает право миновать процедуру госаукциона при возникновении экстренной ситуации.
Подразумевалось, что лекарство, розничная цена которого достигает 11-12 тыс. руб. за упаковку, будет отпускаться по льготным рецептам для лечения пациентов, избежавших госпитализации – а осенью 2020 года количество заболевших в крае превышало десятки тысяч человек, напоминает «МК». Первая партия фавипиравира (свыше 3 тысяч доз), как рапортовали чиновники, поступила в «Губернские аптеки» в середине ноября и… пропала. Большинство опрошенных ТВК «Красноярск» коронавирусных больных в глаза не видели лекарства, которое так заботливо закупил для них краевой Минздрав.
Кто первым развяжет язык?
Но позвольте, 67 млн рублей ведь все же были выплачены «Биотеку»? Были, и даже благополучно на этих счетах растворились. А где же «спасительные» дорогие таблетки стоимостью 110 рублей штука? Глава Минздрава Борис Немик и зампред правительства края Алексей Подкорытов на этот вопрос отвечать не торопятся. А с учетом того, какие обороты набирает скандал в Пензенской области, где, по версии следствия, глава «Биотека» Борис Шпигель изрядно нашалил с дорогими подарками и миллионами благодарностей, заносимыми в двери властных кабинетов, можно предположить, что «закон omerta» красноярскими чиновниками нарушен будет не скоро. Разве только следственная группа СК, которая уже прибыла в Красноярск и начала изучать документы по истории закупок у «Биотека», сделает кого-то более склонным к задушевной откровенности.
Тем более, что следователи намерены пройтись по всему краю частым гребнем, выявляя каждый случай внеконкурсных поставок медикаментов компанией «Биотек» – или же проведения такого конкурса, в котором на безальтернативной основе побеждала только эта компания. В одну только Ачинскую больницу фармконцерн Бориса Шпигеля поставил медикаментов на общую сумму около 1 млн. рублей, пишет ИА «Запад24».
Потянув ноздрями и почуяв запах жареного главврач больницы, Денис Лебедев, сразу после известия об аресте Бориса Шпигеля, ощутил острую необходимость убыть в отпуск. На рабочем месте его сейчас нет.
Не подмажешь – не поставишь?
Следователи еще даже не начинали тянуть за сигнальную нить паутины, которой империя Бориса Шпигеля опутала российские регионы – они пока лишь нащупали ее кончик. Владельца «Биотека» недаром прозвали королем госзаказа фармацевтического рынка: за прошлый год концерн Шпигеля увеличил оборот в два раза в сравнении к предыдущему и вошел в десятку крупнейших поставщиков лекарств. На пике коронавируса, в 2020 году, оборот «Биотека» достиг 41 млрд рублей.
Примечательно, что, как подсчитал DSM Group, 89% оборота Борис Исаакович «поднимает» на госзаказах (в 2019 году эта доля составила и вовсе 99,17%). А чтобы источник этого заказа бил ключом, Шпигель с партнерами врем от времени подпитывали его русло щедрыми подарками власть предержащим.
Так, ставший уже печально известным пензенский губернатор Иван Белозерцев, по сведениям «Форбс», получил от главы «Биотека» благодарностей 31 млн. деньгами, минивэном «Мерседес» и часами «Брегет» – каждая из безделушек стоила даже не одну годовую губернаторскую зарплату.
Болезненный передел
Арест Бориса Шпигеля и препровождение его в СИЗО – сигнальная ракета для всего фармрынка, считают эксперты. Следует ожидать слома всей действующей на протяжении не одного десятилетия системы, когда поставки лекарств в регионы напрямую зависели от того, сколько вагонов с деньгами сойдут с рельс по дороге. Рано говорить о том, что теперь в сфере госконктрактов установится армейский порядок и наступит хрустальная прозрачность; но то, что отныне законность каждого аукциона начнет изучаться следователями с лупою в руках, уже очевидно, как несомненно и грядущее перераспределение фармацевтического рынка.
Среди экспертов распространена версия, согласно которой, против Шпигеля объединились глава компаний «Ростех» Сергей Чемезов, владелец «Р-Фармы» Алексей Репик и хозяин «Фармстандарта» Виктор Харитонин, равно заинтересованные в дальнейшем освоении плодоносного поля госпоставок. И верится в это запросто.
В том же Красноярском крае руководители «Фармстандарта» еще осенью провели рабочую встречу с губернатором. Результатом стала договоренность о поставках в регион ряда препаратов, недостачу которых в условиях пандемии «Биотек» закрыть не мог. А уже в этом месяце, не успели за Борисом Шпигелем захлопнуться двери СИЗО, Виктор Харитонин был замечен на совещании губернатора Александра Усса с краевым правительством, где намерения о сотрудничестве были оформлены документально. Руководитель «Фармстандарта» вызвался принять участие в создании нового Онкоцентра и застолбил участок на освободившемся берегу золотоносной реки госзакупок, выиграв тендер на поставку препарата «Спиранза» для детей с тяжелыми диагнозами. Как утверждают авторы портала Вabr24, якобы таким образом господин Харитонин положил в портфель «Фармстандарта» контракт сразу на 246 млн рублей. До сих пор единственным поставщиком этого препарата в Красноярск являлся «Биотек».
Но и случае, если версия сговора конкурентов является верной, даже убрав Бориса Шпигеля с горизонта, фармкоролям еще придется сломать много копий, договариваясь уже между собой. А это означает новые и новые риски для потребителя.
Еще один «Список Магнитского»?
Сам Борис Шпигель, обживающий сейчас камеру СИЗО и жалующийся на серьезные проблемы со здоровьем, не сомневается в том, что его заказали и утверждает: арест – прямое следствие его отказа переуступить бизнес силовикам, которые якобы девять месяцев назад подсылали к нему парламентера. Глава «Биотека» отказался – и вот пожалуйста, ему отмстили, заявил Шпигель в интервью «Коммерсанту». Сиделец-миллиардер также напрочь отрицает факт какого-либо подкупа пензенского губернатора: к миллионной наличности Белозерцева он не имеет отношения, золотые часы «Брегет», действительно, дарил, но лишь в качестве «алаверды» за присланную корзинку фруктов и вообще, в Пензе его знают лучше, чем даже главу региона и сплошь только с хорошей стороны. В заключение Борис Исаакович не удержался от того, чтобы не припугнуть власти новым пакетом санкций имени своей персоны, упомянув, что, если его арест закончится смертью, вызванной обострением множества хронических болезней, то Кремль получит «второго Магнитского».