Сегодня, спустя три месяца после окончания следственных действий, в Приволжском районном суде началось рассмотрение уголовного дела о пытках в полицейском участке «Дальний». Начало процесса то и дело откладывалось: сперва из-за Универсиады, затем из-за ходатайства стороны защиты, которая неожиданно попросила вернуть дело прокурору для устранения недостатков. И вот, когда 27 августа Верховный суд Татарстана решил, что возвращать уголовное дело нет необходимости, оно снова рассматривается в суде первой инстанции. Хотя сегодня слушание снова лихорадило – из-за переносов времени корреспондент «БИЗНЕС Online» стал свидетелем того, как участники впопыхах бежали на процесс.
В Приволжском районном суде началось рассмотрение уголовного дела о пытках в полицейском участке «Дальний»
ЧЕХАРДА С ПЕРЕНОСОМ
Сегодня процесс начался с очередной заминки — в суде за несколько дней до заседания решили поменять время и перенесли начало с 12.45 на 10.00. Но известить об этом успели не всех участников судебного разбирательства.
Подсудимые, которых заводили в зал, снова прятали свои лица под капюшонами либо под защитными масками. Единственным, кто не прятал лицо, был подсудимый Алмаз Василов — его следствие считает одним из главных идеологов пыток. За несколько минут до начала в зал забежал потерпевший — брат погибшего в отделе полиции Сергея Назарова, который предположил, что «затяжки в деле могут продолжиться».
И Назаров как в воду глядел — через несколько минут из зала вывели подсудимых. Суд принял решение возобновить процесс в 12.45, так как о переносе слушания не были заранее извещены адвокат одного из подсудимых и представитель потерпевших, руководитель Казанского правозащитного центра Игорь Шолохов.
Шолохов второпях подъехал лишь спустя полчаса. Он заявил, что не знал о том, что дело перенесли на более раннее время.
— Пока я не думаю, что процесс искусственно затягивается, — объяснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».
— Единственное, что мне до сих пор непонятно: почему нужно было делать столь длинный перерыв на время Универсиады.
В принципе, промедления в процессе выгодны, пожалуй, лишь стороне обвиняемых.
Дело в том, что подсудимые, большинство из которых находится под стражей в СИЗО (под подпиской о невыезде находится лишь Александр Фадеев), фактически уже отбывают срок, ведь время пребывания в изоляторе им будет зачтено при назначении наказания. Если помехи в судебном следствии продолжатся, при условии обвинительного приговора суда в местах лишения свободы они, по всей видимости, пробудут недолго.
Долгое время было неясно — кто будет судьей на процессе. Начинал вести дело судья Алексей Чернышев, который вынес постановление о проведении разбирательства в закрытом режиме и отложил рассмотрение дела на время Универсиады. После спортивного праздника в кресле председательствующего оказался уже другой судья — Александр Щелыванов, который сразу же решил вернуть дело в прокуратуру. Внезапную замену судьи в самом суде объяснили тем, что Чернышев ушел в отпуск.Но, как выяснилось сегодня, дело продолжит вести судья Щелыванов.
ЭХО «ДАЛЬНЕГО»: ОТ УСЛОВНЫХ СРОКОВ ДО 8 ЛЕТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
ЧП в полицейском участке «Дальний» повлекло за собой целый ряд уголовных дел в отношении полицейских, в основном этому способствовал личный контроль председателя следственного комитете России Александра Бастрыкина, который попросил проверить законность всех случаев, когда жителям Татарстана отказывали в возбуждении уголовных дел в отношении сотрудников правоохранительных органов. В отличае от дела «Дальнего», многие из этих дел уже дошли до суда, по ним вынесены приговоры.
К примеру, Советский районный суд Казани вынес приговор двум сотрудникам отдела полиции №15 «Танкодром» Динару Юсупову и Рамису Исмагилову — они признаны виновными в превышении должностных полномочий. В суде было доказано, что 1 октября 2010 года утром в дежурную часть по подозрению в покушении на изнасилование был доставлен 26-летний местный житель. Юсупов и Исмагилов потребовали, чтобы тот признался в преступлении, а также снял золотые браслет и цепочку. После того как тот ответил отказом, потребовав при этом составить протокол изъятия золотых изделий, милиционеры избили его. Затем задержанного подвесили за наручники на железную дверь и нанесли множество ударов руками по лицу и телу, в результате чего тот потерял сознание.
Суд приговорил Юсупова к 3 годам 10 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, а Исмагилову назначил наказание в виде 3,5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком на 4 года, лишив звания «старшина полиции».
Другое решение вынес Набережночелнинский городской суд. Там выяснили, что осенью 2011 года в руки оперуполномоченных отдела полиции «Автозаводской» Фаниса Галиева и Альберта Фазлыева, попал сотовый телефон LG, ранее похищенный у жительницы автограда. Стремясь к повышению статистических показателей работы по раскрытию преступлений, полицейские решили договориться с неоднократно судимым мужчиной, который находился в это время в следственном изоляторе, чтобы тот взял вину на себя. Взамен полицейские обещали ему наладить регулярные передачи с продуктами. Но в суде мужчина рассказал, что его заставили оговорить себя, и его показания стали поводом для возбуждения уголовного дела о превышении должностных полномочий сотрудниками полиции. Суд признал Фазлыева и Галиева виновными и приговорил к одному году лишения свободы условно.
Подобный случай произошел в отделе полиции «Юдино», который в последнее время не раз оказывался в центре громких скандалов. Этот случай тоже стал предметом судебного разбирательства: на скамье подсудимых оказались оперуполномоченные Линар Юсупов и Сергей Жуков. В марте 2012 года в их производстве находились уголовные дела, возбужденные по факту угона автомобиля, кражи имущества и разбойного нападения. 11 марта (спустя несколько дней после ЧП в отделе полиции «Дальний», когда смерть Сергея Назарова уже была придана широкой огласке — прим. ред.) в качестве подозреваемого в отдел полиции был приглашен один из местных жителей. Но, закончив давать показания, он просто так не смог покинуть отдел полиции — Юсупов написал фиктивный рапорт о том, что мужчина якобы совершил административное правонарушение, а Жуков в свою очередь подготовил подложные объяснения от имени мнимых очевидцев. На основании этих подложных документов были составлены протоколы об административном правонарушении и задержании. В результате потерпевший был помещен в камеру, а суд признал мужчину виновным в совершении административного правонарушения и назначил наказание в виде административного ареста на пять суток.
Приговором суда Юсупову назначено наказание в виде 2 лет и 5 месяцев лишения свободы условно, Жукову — 2,5 лет лишения свободы условно. Интересно, что практически за аналогичное преступление к реальному лишению свободы были привлечены сотрудники отдела полиции «Дальний», которые задержали погибшего Сергея Назарова, но не принимали участие в пытках задержанного.
Еще один громкий приговор был озвучен в июле: суд признал виновным в целом ряде преступлений, в том числе пытках и изнасилованиях задержанных, бывшего сотрудника полиции Ришада Мухамадшина, успевшего поработать в Казани в двух отделах полиции — «Дальний» и «Танкодром». Меняя работу, он продолжал применять недопустимые методы работы с задержанными. Так, в суде стало известно, что в январе 2010 года в отдел «Дальний» по подозрению в краже был доставлен 30-летний местный житель. Мухамадшин, являвшийся на тот момент оперуполномоченным уголовного розыска, потребовал от задержанного признаний в совершении преступления. Тот уперся, а милиционер избил мужчину, несколько раз ударив его головой об стену, держа за волосы.
Другой инцидент случился 1 августа 2010 года в том же «Дальнем», куда по подозрению в порче автомобиля доставили 16-летнего подростка. Он также был избит Мухамадшиным за отказ дать признательные показания.
В октябре 2011 года Мухамадшина назначили на должность старшего оперуполномоченного уголовного розыска отдела полиции «Танкодром». 24 декабря 2011 года в этот отдел по подозрению в оскорблении и применении насилия в отношении сотрудника полиции был доставлен 25-летний мужчина. Мухамадшин в своем служебном кабинете стал выбивать из закованного в наручники задержанного признательные показания резиновой дубинкой, запихнув ему в рот тряпку. Не выдержав пыток, задержанный выбросился из окна второго этажа и был доставлен в больницу с компрессионным переломом позвоночника.
Отец этого молодого человека рассказал в суде, что его сына в посадили на стул, застегнули наручники за спиной, засунули в рот грязную половую тряпку и стали избивать ногами и палкой. Не выдержав боли, парень кинулся в окно, разбив головой стекло, и стал инвалидом в результате полученных при падении травм.
Приговором суда Мухамадшину назначено наказание в виде 8 лет лишения свободы, которое бывший полицейский будет отбывать в колонии общего режима. Срок больше не получил за последние несколько лет ни один из сотрудников полиции в Татарстане. Даже сотрудник отдела полиции «Верхнеуслонский» Рамиль Ахметов, который осенью 2011 года порезал ножом своего начальника за отказ выпить за начало отпуска, получил меньше Мухамадшина — 6 лет колонии. Правда, Ахметов отбывает наказание в колонии строгого режима.
Справка
На скамье подсудимых по делу о пытках в полицейском участке «Дальний» находятся 8 человек. Это бывшие заместитель начальника отдела уголовного розыска 25-летний Алмаз Василов, начальник отдела уголовного розыска 31-летний Айнур Рахматуллин, начальник криминальной милиции, заместитель начальника отдела полиции 26-летний Фаиль Сабирзянов, оперуполномоченные 25-летний Рамиль Ахметзянов, 24-летний Ильнар Ибатуллин, 29-летний Амир Шарафуллин, 28-летний Александр Фадеев, 23-летний Денис Васильев.
Бывшие полицейские обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»). Помимо этого Ахметзянов, Василов, Ибатуллин и Сабирзянов обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 111 УК РФ («Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего»). Вину никто из бывших полицейских не признал.