“Ъ” стали известны некоторые детали «безобразий» на Байконуре, о которых говорил во время своей встречи с журналистами в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума вице-премьер правительства России Юрий Борисов. Речь, очевидно, шла не о проектах, связанных с освоением космоса, а о получении так называемых откатов за передачу коммерсантам выгодных заказов на реконструкцию крыш жилых домов Байконура, перекладку брусчатки на его главной улице — Арбате — и оконтуривание города забором из проволочной сетки. Главным обвиняемым по возбужденному уголовному делу об особо крупной взятке пока является первый заместитель руководителя городской администрации Виктор Лопаткин. Он содержится сейчас под домашним арестом и пытается выйти на свободу.
2-й Западный окружной военный суд в Москве рассмотрел на днях жалобу Виктора Лопаткина, отставного полковника ФСБ, в последние пять лет занимавшего должность первого заместителя главы администрации города Байконура. 63-летний чиновник полагает, что военный следственный отдел по Байконуру необоснованно обвинил его в получении особо крупной взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ), а местный 26-й гарнизонный военный суд незаконно отправил под домашний арест. В Москве, впрочем, доводам чиновника не вняли, поэтому господину Лопаткину, по крайней мере в ближайшие полтора месяца, придется оставаться дома.
По данным близких к расследованию источников “Ъ”, господин Лопаткин пока является главным фигурантом масштабного уголовного дела о финансовых злоупотреблениях в администрации Байконура, связанных с нарушениями федерального закона №44 от 5 мая 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд». В соответствии с ним все заявки на выполнение работ по реконструкции городского хозяйства должны выставляться на электронные торги, однако байконурские чиновники, по мнению следствия, этим правилом пренебрегли.
Поскольку город и расположенный рядом космодром находятся на территории Казахстана, его администрация, как заявил собеседник “Ъ”, решила, что на нее распространяются другие нормы — касающиеся российских посольств за рубежом.
Городские чиновники в итоге стали по своему усмотрению привлекать к исполнению муниципальных контрактов сторонние организации из разных регионов России, а местным строителям и коммунальщикам оставалось лишь идти на субподряд к более удачливым конкурентам. Они и пожаловались на чиновников в местный отдел ФСБ, осуществляющий «контрразведывательное обеспечение» режимного объекта, после чего уже СКР установил, что выбор партнеров в горадминистрации производился на коммерческой основе.