Как передает корреспондент The Moscow Post, стало известно о создании совместного предприятия "Ростелекома" и НПЦ "Элвис", которое займется производством мобильных процессоров "Скиф".
Если изучить связи участников данного проекта, то можно найти интерес госкорпорации "Ростех", глава которого Сергей Чемезов, напомним, недавно предлагал передать в доверительное управление госкорпорации акции "Ростелекома", принадлежащие российским госструктурам, в частности, корпорации ВЭБ.РФ.
В "Ростехе" тему данного обращения никак не комментируют. Но судя по инсайдерской информации, опубликованной РБК, в правительстве пока нет однозначного решения по нему, поскольку "синергия от подобной смены управления не очевидна".
А пока никакого решения по обращению Чемезова не появилось, возможно, он решил зайти в "Ростелеком" через "черный ход"?
Чьи уши торчат за проектом?
По данным "Коммерсанта", ни "Ростелеком", ни НПЦ "Элвис" пока не раскрывают детали проекта. Эксперты и участники рынка высказали мнения, что такое партнерство может быть необходимо "Ростелекому" для закрепления в сегменте производства компонентов для устройств интернета в условиях западных санкций.
В "Руспрофайле" указано, что учредителями ООО "ЭсАй Майкро" являются АО НПЦ "Элвис" и АО "Вестелком" (принадлежит "Ростелекому"). Первому принадлежат 49%, а второму – 51%. Уставной капитал новой компании – 100 тысяч рублей. Из официальных комментариев учредителей следует, что "партнерство в сфере проектирования электронно-компонентной базы (ЭКБ) необходимо в рамках формирования "Ростелеком" технологической цепочки производства отечественного клиентского и операторского оборудования связи".
Интересно, что данные об учредителях НПЦ "Элвис" в базах данных скрыты. При этом из пояснительной записки к бухгалтерской отчетности компании можно почерпнуть информацию о том, что на конец 2020 года 30% принадлежали основателю Ярославу Петричковичу, а 70% — номинальному держателю АО "НК "Банк", которым владеет Виктор Григорьев.
Последнего недоброжелатели Сергея Чемезова называют его приятелем, а кое-кто даже "деловым партнером" и "кошельком" . Как бы намекая, что якобы через подконтрольный Григорьеву банк в интересах Чемезову могут выводиться средства "Ростеха".
Логично было бы предположить, что и прибыль с этих предприятий поступает не только в карман Григорьева?
АО "НК "Банк", которым владеет Григорьев, вообще называют базовым банком "Ростеха". Многие считают, что Григорьев за счет ресурсов банка придерживает те активы, которыми "Ростех" стесняется владеть напрямую.
Так, в 2018 году структуры банкира Виктора Григорьева за 14 млрд. руб. выкупили у "Ростеха" 75% холдинга "Технодинамика" — основного российского производителя оборудования для авиации, причем конкурс был закрытый, участие в нем могли принимать только компании из специального перечня, который утверждается "Ростехом".
А вскоре после этого стали появляться новости о том, что "Технодинамика" проявляет интерес к различным активам оборонного назначения. Например, в 2019 году ей отошло 50% + 1 акция Казанского Гипронииавиапрома, а через год "Технодинамике" под контролем холдинга оказались соликамский завод "Урал" и пермский НИИ полимерных материалов, об этом писал "Коммерсант".
Кроме этого, через Григорьева Чемезов также может контролировать ОКБ им. Симонова и Уральский завод гражданской авиации, акции которых по состоянию на 2019 год были у банкира. Сейчас данные об учредителях предприятия закрыты, но есть сведения, что в октябре прошлого года КУМС Екатеринбурга вышел из учредителей завода. Остается только предполагать, что там остался, чтобы вести бурную деятельность?
В этом контексте логично было бы предположить, что и свежеобразованное совместное предприятие "Ростелекома" и НПЦ "Элвис" может оказаться частью многоходовой операции по поглощению "Ростелекома" настырным "Ростехом".
Известно, насколько целеустремленно Чемезов идет к осуществлению своих желаний. Достаточно вспомнить, как он четыре раза предпринимал попытки создать авиакомпанию. Об этом подробно писал The Moscow Post.
Совместное, но не совсем
Очевидно, что у Чемезова есть другие методы возможного поглощения "Ростелекома", если способ получить доступ к управлению им через обращение к властям не сработает.
Если говорить про совместные предприятия, то самое время вспомнить историю с созданием компании "Цифромед" – кстати, совместного предприятия "Ростеха" и "Ростелекома", созданного в 2019 году.
Как заявлялось на сайте "Ростеха", основной задачей "Цифромеда" являлась разработка, внедрение и эксплуатация информационных систем и их компонентов в сфере здравоохранения.
Правительство России осенью прошлого года присвоило этой коммерческой компании статус единственного исполнителя по тендерам Минздрава РФ, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) и подведомственных им учреждений по единой государственной информсистеме в сфере здравоохранения. Об этом писал "Регнум".
Полномочия "Цифромед" оказались весьма широки – оно может самостоятельно решать, отдавать ли часть работ на субподряд или нет.
Столь прибыльное дело дало резонный повод подозревать наличие хорошего лоббиста интересов этой компании.
Согласно данным "Руспрофайла", "Цифромед" на 51% принадлежит АО "РТ-Лабс" (структура "Ростеха") и на 49% - АО "НЦЭЗ". В "Руспрофайле" можно найти сведения о том, что до конца прошлого года в цепочке собственников "Цифромеда" компания "Фармстандарт", принадлежащая Виктору Харитонину, которого связывают с семьей экс-главы Минздрава РФ, действующего вице-премьера правительства Татьяны Голиковой. Таким образом стало очевидно, что полку лоббистов Чемезова в правительственных кругах прибыло.
"Ростелеком" ожидает судьба "Связьинвеста"?
Тут стоит отметить, что нынешняя ситуация отчасти напомнила историю борьбы олигархов за компанию "Связьинвест". О ней подробно писали РИА "Новости".
С декабре 2006 года в течение нескольких лет состоялось несколько сделок по перепродаже долей "Связьинвеста" и от мене его активами, в том числе с участием "дочки" АФК "Система" – компании "Комстар-ОТС" и "Ростелекома".
Компанию нещадно дробили, пока не вмешался лично Владимир Путин, являвшийся тогда председателем Правительства. 3 декабря 2010 года он подписал распоряжение о передаче ОАО "Связьинвест" госпакетов акций "Центрального телеграфа", "Башинформсвязи", "Чукоткасвязьинформа" и "Московской междугородной телефонной станции N9" (ММТС-9).
Для повышения эффективности работы входящих в Группу "Связьинвест" компаний было принято решение о ее реорганизации. В конечно итоге "Связьинвест" был раздроблен и уже перестал существовать, как таковой.
Есть мнение, что идеологом так называемой "приватизации" "Связьинвеста" был бывший министр связи России Леонид Рейман. Официально он комментировал движение активов, согласовывал проведение аукционов и т.д. А неофициально вполне мог "разруливать" вопросы через своего бывшего заместителя Александра Киселева, какое-то время возглавлявшего "Связьинвест".
Никто не знает, как он руководил отраслью и какие реформы в ней проводил, зато все обсуждают, какие активы он контролировал и в каких поглощениях участвовал. Правда, официальных доказательств, что чиновнику принадлежал приписываемый ему бизнес, нет. Но ведь легенда от этого не становится менее значимой.
Возвращаясь к недавней просьбе Чемезова предать в доверительное управление "Ростеху" солидную часть акций "Ростелекома", можно предположить, что если по нему все-таки будет принято положительное решение, то, скорее всего, "Ростелеком" будет раздроблен на несколько частей. Из них самая лакомая часть, разумеется, достанется господину Григорьеву, какая-то часть достанется структурам, аффилированным с Харитониным и Голиковой.
В итоге все останутся довольны. Ну или почти все… И никто даже не подумает назвать происшедшее рейдерским захватом.