ДНР и ЛНР получат максимальную автономию в составе Украины, Россия – невступление Украины в НАТО, Украина – возможность прекратить войну. Таковы промежуточные итоги объявленного в конце минувшей недели перемирия на юго-востоке Украины. Znak.com расспросил экспертов и источники о текущей ситуации и возможном ее развитии.
Пословица о том, что худой мир лучше доброй войны, на выходных начала реализовываться на практике на юго-востоке Украины. Это был результат пятничных договоренностей в Минске о перемирии и согласии Киева обсудить предоставление территориям юго-востока «особого статуса».
При этом стоило поздно вечером в субботу открыть ленту новостей, как становилось понятно, что перемирие носит очень хрупкий характер: близ Мариуполя стрельба по украинским блокпостам продолжалась. Представитель ДНР в Москве Андрей Родкин не смог оперативно подтвердить или опровергнуть участие представителей ДНР в этих обстрелах, а заместитель губернатора Донецкой области Константин Батозский рассказал мне, что Мариуполь обстреливают, по версии украинской стороны, силы ополчения — в нарушение объявленного перемирия.
«Идет обстрел… Я его вижу и слышу… Обстрел идет со стороны села Широкинино в сторону Мариуполя из тяжелой артиллерии. По нашим оценкам, это система «Град», они ведут прицельный огонь по позициям украинской армии. Уже уничтожена одна заправка, поля горят. Наша армия вступила в бой. Вокруг Широкинино были подготовлены заранее посты к «встрече», и сейчас там начался бой, по моей информации. Все происходящее – циничный акт нарушения перемирия», - сказал мне Батозский. Одновременно приходили сообщения о стрельбе близ Донецкого аэропорта. Впрочем, дальше возмущения отдельных спикеров о нарушении режима перемирия ситуация пока не зашла.
Спецкорреспондент ИД «КоммерсантЪ» Илья Барабанов, который сейчас находится в Мариуполе, сказал Znak.com, что сейчас в городе все относительно спокойно. «Стрельба – это, конечно, нарушение перемирия, но правила ведь для того и пишутся, чтобы их нарушать», — хмуро сказал Барабанов1.
Главный редактор журнала «Национальна оборона» Игорь Коротченко также считает объявленное перемирие «зыбким», учитывая к тому же неподконтрольность многих батальонов Киеву. «Хочется верить, что перемирие будет, но на Украине есть достаточно людей, поддерживающих «партию войны», в том числе, в окружении Порошенко, которые будут провоцировать его нарушение», - сказал Znak.com Коротченко.
Что будет дальше
Между всеми сторонами продолжается переговорный процесс, есть неофициальная информация украинских СМИ о том, что в Киеве Петр Порошенко на выходных встречался с помощником президента Владиславом Сурковым, которого в элитах считают одним из сторонников мирного урегулирования ситуации на Донбассе.
Политолог Олег Бондаренко сказал Znak.сom, что в настоящее время на переговорах идет поиск компромисса по главной позиции: расшифровка понятия «особый статус» для Донецкой и Луганской областей.
«Пока еще никто не прояснил, что именно значит «особый статус» - ясно, что ДНР и ЛНР не согласятся просто на расширенную автономию. Более того, те, кто знают характер украинской политики, понимают, что там легко можно пообещать что угодно, а потом сделать ровно наоборот. Поэтому также идет прояснение вопроса гарантий выполнения данных обещаний. Выполнение же этих обещаний возможно только при условии изменения Конституции Украины, изменение ее статуса как унитарного государства. На мой взгляд, самый близкий вариант – это Босния и Герцеговина, которые де-факто являются конфедерацией, хотя формально являются федерацией. Стоят на повестке дня вопросы выборности органов управления на юго-востоке и их взаимодействие с Верховной Радой», — отмечает Бондаренко.
Руководитель Центра политической конъюктуры Алексей Чеснаков, считающийся близкий к Суркову, говорит примерно о том же: «В процессе боевых действий противоборствующие стороны явно подошли к точке перелома, когда им нужна передышка, так как ни у одной из них нет ресурсов, чтобы кардинально изменить ситуацию в свою пользу. На каждой из сторон есть агрессивно настроенные радикалы, которые хотят продолжать войну, и есть условные «пацифисты», которые выступают за то, чтобы начать из войны постепенно выходить. На данный момент баланс немного сместился в сторону вторых».
Если говорить о соответствии желаемых политических целей заявленным и о наличии у Кремля долгосрочных планов, хочется вспомнить несколько диалогов, состоявшихся у меня с различными знакомыми, близкими к администрации президента России в марте, в дни референдума в Крыму, и чуть позже – после начала массовых волнений на Донбассе.
Все собеседники в голос утверждали, что у России нет цели аннексии юго-востока Украины – как в силу политических причин, так и чисто экономических: Россия не может на данном этапе взять себе на баланс украинских бюджетников и пенсионеров.
«Подождите, все нормализуется, войны не будет. Добьемся федерализации Украины – и все», — говорил мне один из таких моих собеседников.
Между тем, параллельно существовала и «партия войны» (к ней в элитах принято относить, к примеру, министра обороны Сергея Шойгу), выступавшая крайне активно в публичном поле и требовавшая ввода войск и пользовавшаяся серьезной поддержкой внутри самой ДНР.
Популярным лейтмотивом нынешних выступлений среди представителей этой партии является «Сурков слил Новороссию».
«…После прихода Стрелкова в Донецк за счет повышения плотности боевых порядков ополченцы смогли высвободить силы и устроить хунте первый крупный котел, который закончился бы грандиозной катастрофой с тысячами убитых и пропавших без вести, а также с более чем сотней уничтоженных и захваченных ополченцами единиц бронетехники. Одновременно с этим, инициаторы переговоров с хунтой (непосредственные контакты осуществляли как сам Сурков, так и его люди) и заказчики - российские олигархи вроде Фридмана и бывшие члены так называемой Семьи вроде Волошина продолжали переговоры с Ахметовым и с Порошенко… Основной интерес тех кругов, которые представляет Сурков, заключался в том, чтобы не допустить прямой конфронтации с США, что ставило под угрозу их активы на Западе и возможность вести там бизнес. Граничным условием было недопущение полного слива, что в первую очередь било по Путину, которому пришлось бы объяснять, почему при всей пафосной ура-риторике, Россию откровенно раз за разом нагибают на Украине - то Ющенко поставят, то Януковича свергнут, а тут еще и Новороссию сдали. Поэтому пока гнобили Стрелкова в угоду пытающимся сговориться российским и украинским олигархам, краник «военторга» начал потихоньку приоткрываться, но строго гомеопатическими дозами», — так описывает свое видение развития переговорного процесса последних недель ЖЖ-пользователь Colonelcassad, часто публикующий инсайды со стороны ДНР с позиции «партии войны».
В самом Донецке тоже неспокойно: после смещения с поста главы самопровозглашенной республики россиянина, политтехнолога Александра Бородая, участились случаи мародерства, похищения людей, рассказал Znak.com собеседник, близкий к руководству ДНР и крайне сочувствующий идее Новороссии.
«Бородай старался удерживать всех в цивилизованном русле, а Антюфеев устроил полицейское государство. Подвалы бывшего здания СБУ забиты «задержанными». Простых горожан реально уже ситуация замучила, им никто не помогает строить мирную жизнь», — так оценивает собеседник издания нынешнюю ситуацию в Донецке.
«Для ДНР и ЛНР главный вопрос на самом деле – «кто будет оплачивать банкет?». Большинство руководителей считают, что оплачивать должна Россия, так как они кричат о русском мире и воюют за него против «киевской хунты». Им же объясняют сейчас, что так не получится. Главные проигравшие – те, кто хочет и дальше ездить на танках и одерживать исторические победы, а по вечерам обсуждать «русский мир». Но в современном мире так нельзя, независимости ДНР и ЛНР в том виде, каком ее хотят получить эти люди, в реалиях XXI века нет места. Надо или менять мир под них или менять их концепцию. Сейчас им в рамках переговорного процесса это объясняют», - сказал Znak.сom политконсультант Глеб Кузнецов.
С чем остаются Украина и Россия?
Выигравших в результате случившегося кризиса в российско-украинских отношениях нет, считают эксперты Znak.com.
«Этот кризис изначально не соответствовал интересам России. В утешение самим себе мы можем сказать только, что даже если бы экс-президент Украины Виктор Янукович пошел бы на силовой разгон Майдана, все равно он продолжал бы обманывать Москву и дальше, а уровень коррупции бы продолжал зашкаливать», - отмечает Бондаренко.
Замдиректора института стран СНГ Владимир Жарихин отмечает, что одним из главных внешнеполитических интересов России является хотя бы формально нейтральный статус Украины и ее невхождение в блок НАТО (сейчас это невозможно: страны с территориальными проблемами в блок НАТО не берут). С этой точки зрения цель достигнута, хотя уровень антироссийских настроений на Украине теперь зашкаливает.
«Если говорить об интересах России, то они, на мой взгляд, таковы: максимальная автономия ДНР и ЛНР от Киева с твердыми гарантиями защиты политических, социальных и культурных прав людей, выступивших против киевского режима, а также экономическая независимость этих территорий Юго-Востока…», — осторожно говорит Чеснаков.
Все игроки сейчас получают возможность вернуться к началу этой истории и попытаться что-то исправить, отмечает глава Политической экспертной группы Константин Калачев.
«Украина убедилась, что военная победа, столь близкая и желанная, от нее ускользнула. ДНР и ЛНР убедились, что частью России им не стать. А, значит, надо рассматривать иные варианты. Россия убедилась, что запас прочности у нее большой, а прогибать Запад можно и нужно», — говорит Калачев.
Сейчас для России снят с повестки дня вопрос необходимости «мирного вторжения», то есть, агрессивной войны, и это дает возможность выхода из ситуации, в которую Россия сама себя загнала.
«Не поддержать процессы на юго-востоке Россия вроде бы не может, но и поддерживать тоже не может, потому что это ведет к изоляции. Характерно, что этот вопрос был снят с повестки, когда даже центральные телеканалы стали делать сюжеты о погибших российских военнослужащих на Украине, и когда все это могло привести уже к полноценной войне. Если говорить об уроках, я бы лично вынес урок, что попадать в такие ситуации мы больше не должны никогда. Если говорить об Украине, то Украина была на грани введения военного положения. Экономика же у них всегда была разрушена, ухудшить тут ситуацию просто уже сложно», — рассуждает Кузнецов.
При этом собеседники Znak.com на Украине, близкие к руководству АТО, отмечают, что количество погибших военных очень высоко, а в армии царит тотальная коррупция со стороны руководства. В каждом городе несколько раз в неделю идут похороны.
В российских городах тоже хоронят погибших десантников, которые в ходе учений в Ростовской области каким-то странным образом оказались на украинской территории и попали под обстрел. Непублично проходят похороны погибших добровольцев, уехавших воевать в ополчение ДНР.
В соцсетях одни граждане ужасаются опустевшим магазинным полкам, а другие называют их национал-предателями за любовь к какому-то из видов сыра — и требуют массовых репрессий. Цены на продукты растут. Столики в дорогих ресторанах Москвы, которые любит политическая элита, по-прежнему исправно резервируются.