Оппозиция требует отставки президента Александра Анкваба.
Причиной экстренной высадки московского десанта на Черноморское побережье стал внутриполитический кризис, начавшийся четыре дня назад. Во вторник объединенные силы оппозиции собрали около 10 тысяч своих сторонников на Всенародный сход в центре Сухуми. Собравшиеся потребовали отставки президента, правительства, а также проведения конституционной реформы.
«Дату схода мы переносили более полугода, в надежде на то, что президент пойдет на диалог. Но встречных действий с его стороны мы так и не увидели, — открыл сход руководитель ветеранской организации «Аруаа» Виталий Габния. — Страна плывет по течению, опираясь исключительно на дотационную помощь, без понимания и плана развития на перспективу». Выступавшие говорили об экономических проблемах, социальной незащищенности и коррупции. Обвиняли президента Анкваба в диктаторских замашках («превратился в царя») и полнейшей недоговороспособности («не прислушивается ни к одному мнению»), которая привела страну на грань дефолта.
Абхазия действительно находится в непростом экономическом положении, которое так и не удалось выправить за последние 20 лет. Ежегодно Россия выделяет около миллиарда рублей дотаций (что составляет около 70% бюджета республики). Предполагается, что эти деньги идут на строительство дорог, школ и других социальных объектов. В прошлом году Александр Хлопонин, тогда еще полпред в СКФО, приезжал в Абхазию с инспекцией и остался доволен тем, как тратятся российские деньги. «Президент Анкваб и его высокопрофессиональная команда работают безупречно», — заявил Хлопонин. Однако сегодня оппозиция не согласна с такими оценками: «Большинство из этих дотаций идет на содержание высших органов власти и их приближенных», — заявил Виталий Габния, выступая на сходе.
Надо сказать, что большие надежды абхазы возлагали на Олимпиаду, а точнее — на масштабное строительство, до которого было «рукой подать» (Абхазию и Адлер, где возводились главные олимпийские объекты, разделяет только река). Абхазы рассчитывали поставлять щебень, в котором так нуждались олимпийские стройки. Однако надеждам так и не суждено было сбыться, во многом — из-за разрушенной инфраструктуры. Вкладываться в восстановление абхазского участка железной дороги «ради щебня» российская сторона посчитала излишним. В итоге Абхазию, так же как и остальной Кавказ, по «соображениям безопасности» всего лишь огородили колючей проволокой на несколько месяцев.
Митингующие требовали, чтобы президент вышел к ним. Однако Анкваб выйти к народу отказался. Тогда люди захватили здание администрации президента, а глава оппозиционных сил и давний политический соперник Анкваба Рауль Хаджимба объявил, что власть переходит к координационному совету оппозиционных партий. Сам же Александр Анкваб уехал в Гудауту, заручился там поддержкой руководителей силовых ведомств и объявил о попытке государственного переворота.
В таких драматических обстоятельствах в Сухуми и прибыли Сурков с Нургалиевым, которые в Кремле курируют российские взаимоотношения с Абхазией и Южной Осетией. Правда, когда год назад Путин назначал Суркова на эту должность, главным приоритетом в работе должна была стать Южная Осетия: микроскопический регион, стоивший российскому бюджету десятков миллиардов рублей «на восстановление», но по-прежнему лежащий в руинах после войны 2008 года. Теперь же оказывается, что за Южной Осетией и Олимпиадой кураторы проглядели большие проблемы маленькой Абхазии.
Два последних дня московские кураторы беспрерывно проводят встречи с президентом и его политическими соперниками в попытках убедить стороны договориться. Результат пока неутешителен: отступать никто не намерен.