Центробанк запустил проверку в НПФ «Сафмар», рассказали Forbes два источника, близких к самому пенсионному фонду. По словам одного из собеседников, эта процедура является плановой, ЦБ поставил в известность пенсионный фонд о ней еще в конце прошлого года. В пресс-службе НПФ «Сафмар» отказались от комментариев.
В НПФ «Сафмар» регулятора могли привлечь прежде всего сделки с акциями Промсвязьбанка, совершенные накануне его санации, считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. 14 декабря, за день до объявления о санации банка, пенсионные фонды «Сафмар», «Доверие» и «Будущее» продали в совокупности 20% акций кредитной организации на бирже. НПФ «Сафмар» владел 6,2% акций, а НПФ «Доверие» — 3,8% бумаг Промсвязьбанка. Зампред ЦБ Василий Поздышев на пресс-конференции предупреждал, что регулятор будет расследовать эти сделки.
22 декабря через пресс-службу Банка России он заявил, что ЦБ обратился в правоохранительные органы по ряду операций менеджмента Промсвязьбанка, который кажутся Банку России незаконными. Среди них — сделки трех НПФ с акциями Промсвязьбанка.
«Предположительно для финансирования этих сделок управляющая фондами компания 14 декабря разместила в банке несколько депозитов сроком на одну неделю. В тот же день эквивалентный размер денежных средств был переведен на счет «Промсвязь Капитала» (офшор собственников банка), который в тот же день расплатилась с УК НПФ за продажу акций», — пояснил Поздышев. По его словам, для сокрытия манипуляций сделки купли-продажи акций проводились через биржу. Ровно через неделю УК НПФ обратилась во временную администрацию банка с требованием вернуть депозиты, размещенные 14 декабря, добавил Поздышев. Тогда в пресс-службе группы «Сафмар», куда входят НПФ «Сафмар» и НПФ «Доверие» говорили, что «управляющие компании фондов пенсионной группы «Сафмар» не размещали депозиты в Промсвязьбанке».
Юрий Ногин отмечает, что, трудно предугадать итоги текущей проверки сделок НПФ с бумагами банка. «Регулятор посчитал, что те фонды, которые отошли ему на санацию вместе с «ФК Открытие», имели право продать акции банка. Из-за этого сейчас судится НПФ «Будущее». С другой стороны, НПФ «Будущее» и НПФ «Сафмар» — это социально значимый бизнес (большое число застрахованных лиц). И важно, что сделает ЦБ — закроет глаза или же признает, что ситуация с «ФК Открытие» была уникальной, а все остальные должны понести наказание», — объяснил эксперт.
По закону ЦБ обязан проводить плановые проверки в пенсионных фондах не реже, чем раз в три года, напоминает руководитель контрольного управления НАПФ Дмитрий Галиновский. В 2014 году, когда НПФ проводили акционирование и вступали в фонд гарантирования АСВ, Центробанк проверял всех участников рынка, желающих попасть в этот список. Но не все фонды тогда прошли отбор. Например, не были допущены к системе гарантирования НПФ Анатолия Мотылева, которые впоследствии лишились лицензии.
Срок проверки регламентирован, но обычно она продлевается по обстоятельствам и занимает в среднем около двух месяцев, отмечает Галиновский. «Запрашивается достаточно большой комплект документов. ЦБ проверяет деятельность фондов по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), по обязательному пенсионному страхованию (ОПС, а также рассматриваются практически все аспекты, связанные с работой фондов — система управления рисками, система внутреннего контроля, функционирование внутренних процессов фонда, оценка инвестиционных портфелей», — перечисляет эксперт.
В июле прошлого года Банк России проверял пенсионные НПФ «Будущее» и «ЛУКОЙЛ-гарант», писала газета «Ведомости».
НПФ «Сафмар» занимает пятое место по пенсионным накоплениям, портфель которых составляет 190 млрд рублей, а число застрахованных клиентов — 2,3 млн человек, свидетельствуют данные Банка России по итогам третьего квартала 2017 года. Фонд входит в группу «Сафмар финансовые инвестиции», основным акционером которой является миллиардер Саид Гуцериев (по данным отчетности группы по МСФО за 9 месяцев 2017 года). Он владеет долей в 56% через компании АО «Даглас», ООО «Альпинвест Холдинг» и НПФ «Доверие». Еще 8,5% принадлежат НПФ «Будущее», 6% — банку «Рост», а все остальные акции — миноритариям.