О решении Суркова уйти с госслужбы стало известно в конце января. Сам он решение не комментировал, а близкий к нему политолог Алексей Чеснаков говорил, что Сурков в течение месяца «будет заниматься медитацией». Официально Владимир Путин
освободил его от должности только в середине февраля. Сейчас Сурков пообщался с Чеснаковым в «жанре смс-интервью» для сайта «Актуальные комментарии».
Об отставке: Сурков сообщил, что сам попросил об отставке, так как «давно пора» было. «Это была чистая самоволка», — сказал он, отметив, что перед уходом лично поблагодарил Путина. «За то, что он позволил мне 20 лет работать на него. И в меру сил участвовать в его великих делах. Было круто. Большая честь для меня», — заявил он.
Сурков напомнил, что уже уходил с госслужбы еще в 2013 году, но тогда вернулся — так как «получил уникальную возможность самому выбрать проект» и «чисто интуитивно выбрал Украину». «Я почувствовал просто, вернее, почуял — будет большое дело. Догадался уже тогда, когда ничего еще не начало происходить, что будет настоящая борьба с Западом. Серьезная. С жертвами и санкциями», — заявил Сурков. Однако теперь «началось естественное торможение» этого «проекта», добавил он.
«И главное, контекст изменился. Не мог же я пять лет идти в одном направлении, а потом резко повернуть оглобли и двинуться в противоположном. Я бы об этом с самим собой ни за что не договорился. Так у меня появились и причина, и повод уйти окончательно», — сказал Сурков. О том, что именно со «сменой курса на украинском направлении» Сурков связывает свой уход, Чеснаков сообщал и ранее.
О реформе конституции: Сурков допустил обнуление президентских сроков после реформы. «Если будут в итоге как-то уточнены полномочия президента, а вроде бы об этом тоже говорилось, то правовая логика приведет к необходимости заново начать отсчет президентских сроков. Потому что с новыми полномочиями это будет уже как бы другой институт президентства», — отметил он. По мнению политика, если российские власти сроки не обнулят, то «сильно погрешат против юридической чистоты». Сурков подчеркнул, что в России «естественным образом сложилась не просто президентская, а гиперпрезидентская форма правления», которую «надо формально-юридически закрепить».
Сурков также поддержал идею главенства российских законов над международными договорами и выразил надежду на то, что «будет покончено с мнимой независимостью местного самоуправления от госвласти». «Любого губернатора спросите, он вам скажет <...> что давно пора встроить муниципалитеты в общую вертикаль госуправления. И прекратить профанацией заниматься ради видимости евроценностей», — подчеркнул он.
О системе госуправления: «Это сильная система. Нужная для страны. Мое тщеславие навсегда удовлетворено тем, что я приложил руку и голову к строительству нового русского государства», — заявил Сурков. На вопрос о том, что в итоге самому ему не нашлось места в этой системе, Сурков сравнил себя со Стивом Джобсом: «Люди гораздо покруче меня не находили себе места в собственных проектах. Джобса вот выдавили же когда-то из «Эппла». Ничего».
О планах: Сурков рассказал, что продолжит заниматься политикой, но теперь будет практиковать «малые политические формы»: «кухонные дебаты», «выступления в рюмочных для малознакомых собутыльников» или «сочинение трактата не для печати о предоставлении частичных избирательных прав ботам в качестве первого шага к эмансипации виртуальной личности». Сурков отметил, что не торопится с поиском новой работы. «Похожу, потолкаюсь по рынку, найду что-нибудь, — сказал он. — Я ведь с моим набором санкций и политической токсичностью совсем не нарасхват. Скорее, наоборот — потенциальные бизнес-партнеры при моем появлении разбегаются кто куда».
О медитации: Сурков рассказал, что с детства практикует «так называемое безмыслие», которое он сравнил с задержкой дыхания. «Зачем мы задерживаем дыхание? Не для познания же истины и не для релакса и детокса. А для того, чтобы выжить в среде, в которой нельзя дышать, — например, в воде. Задержка мышления точно так же нужна, если вы оказались в ситуации, когда мыслить вредно или невозможно. Чтобы пережить эту ситуацию и выйти из нее», — пояснил он. По словам Суркова, обходиться без мыслей ему удается до четверти часа. «Это уже на грани. Не нужно пытаться повторить», — подчеркнул он.
«Путин послан судьбой и Господом»: так говорил Владислав Сурков
«Суверенная демократия»
Как появился оборот. В ходе нескольких выступлений Суркова в 2006 году.
Значение. Считается, что первое выступление Суркова на тему демократии состоялось перед активом «Единой России» в феврале 2006 года. В стенограмме этого выступления, которая сейчас доступна только на Web.archive.org, Сурков говорит, что превращение России в «суверенную демократию» будет означать «доступ к рычагам влияния на мировую политику» и формированию «справедливого миропорядка»: «Россия, на мой взгляд, станет суверенной демократией. То есть выйдет на путь устойчивого развития. Будет экономически процветающей, политически стабильной, высококультурной. Будет иметь доступ к рычагам влияния на мировую политику. Будет свободной нацией, совместно с другими свободными нациями формирующей справедливый миропорядок».
Впрочем, полноценная общественная дискуссия вокруг термина началась позднее — после выступления Суркова на брифинге в Москве 28 июня 2006 года. Здесь тогдашний замруководителя администрации президента говорил о суверенной демократии в России как о свершившемся факте. «Наша российская модель демократии называется «суверенной демократией», — заявил Сурков. «Мы строим открытое общество, не забывая о том, что мы свободны... Мы хотим быть открытой нацией среди других открытых наций и сотрудничать с ними по справедливым правилам, а не управляться извне», — сказал он. Суверенную демократию он противопоставил «управляемой демократии» (это, по словам Суркова, «навязываемая некоторыми центрами глобального влияния всем народам без разбора — силой и лукавством — шаблонная модель неэффективных и, следовательно, управляемых извне экономических и политических режимов»).
В рамках дискуссии о суверенной демократии Сурков опубликовал в журнале «Эксперт» программную статью под заголовком «Национализация будущего». В ней он утверждал, что «национализация будущего» требовала от России следующих шагов: «испытать на себе и обратить в свою пользу мощь глобализации; добиться вытеснения засоряющих перспективу теневых институтов коррупции, криминального произвола, рынка суррогатов и контрафакта; устоять перед реакционными приступами изоляционизма и олигархии». «Создать новое общество, новую экономику, новую армию, новую веру. Доказать, что о свободе и справедливости можно и должно думать и говорить по-русски», — ставил кремлевский чиновник цели на ближайшие годы.
Реакция. В полемику с Сурковым вступал даже тогдашний первый заместитель председателя правительства Дмитрий Медведев. Он в интервью журналу «Эксперт» назвал термин Суркова «далеко не идеальным» и отметил, что если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, что наводит на мысль, будто «речь идет о какой-то иной, нетрадиционной демократии».
Спорным термин назвал и президент Владимир Путин
. При этом он признал, что «определенная логика у тех, кто утверждает, что такой термин возможен и его можно взять на вооружение, тоже есть». «Если совсем откровенно говорить, не так уж много сегодня в мире стран, которые имеют удовольствие и счастье заявить, что они являются суверенными, их можно по пальцам пересчитать. Это Китай, Индия, Россия и еще несколько стран», — говорил Путин в беседе с участниками Валдайского клуба в 2007 году.
Оборот «суверенная демократия» активно используется до сих пор в публикациях о российской политической системе.
«Путинизм»
Как появился оборот. Комментарий для сайта «Актуальные комментарии» в октябре 2019 года.
Значение: Сурков комментировал запущенную сайтом рубрику «Путинизм», посвященную анализу «различных аспектов курса Путина»: «Исследовать путинизм как действующую идеологию повседневности со всеми его социальными инновациями и продуктивными противоречиями — очень полезное начинание. Потому что путинизм представляет собой глобальный политический лайфхак, хорошо работающий метод властвования. А понять, «как они делают это», всегда интересно, если сделанное привлекает и впечатляет».
Помощник президента выражал огорчение тем, что для начала рубрики выбраны тексты зарубежного происхождения, из чего делал вывод о западном происхождении понятия. «Путинизм, как это ни парадоксально, приходит к нам с запада. В отраженном, а значит, отчасти искаженном свете. Но он наш. И без него никак», — заявлял Сурков.
В обзоре западных СМИ, с которой «Актуальные комментарии« открывали рубрику, цитировалось сразу несколько крупных изданий. В частности, приводилась цитата журналистки Сьюзан Глассер, которая в журнале Foreign Affairs сравнивала власть Путина с царской и писала, что он «стилизировал себя под царя не меньше, чем генерального секретаря Советского Союза». А Арег Галстян в The Thinker утверждал, что «Путин устраняет весь бюрократический комплекс и напрямую общается с народом». «В современной России, где население поддерживает эволюционный курс путинизма, серьезных предпосылок для революции быть не может», — говорилось в приведенной «Актуальными комментариями» цитате.
Реакция. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что название «путинизм» ему «не совсем импонирует». Он также признавался, что «не знает, что такое политический лайфхак», а потому «не может судить». При этом Песков отмечал роль Путина в разрушении монополярности мира и развитии «идей суверенности».
Политолог Глеб Павловский в ответ на статью Суркова говорил о «важнейшей черте путинизма» — «подмене государства и его институтов — закона, суда и парламента — отдельными держателями властных полномочий».
«Околоноля»
Как появился оборот. Публикация в журнале «Русский пионер»
Значение: В 2009 году «Русский пионер» специальным приложением выпустил роман «Околоноля» за авторством Натана Дубовицкого. Главный редактор Андрей Колесников уточнял, что книга написана одним из известных колумнистов издания, взявшим псевдоним. «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что речь идет именно о Суркове и обращали внимание на сходство псевдонима с именем его жены Натальи Дубовицкой.
Одной из ключевых тем книги стала коррупция, а главный герой рассуждал о правительстве и заявлял, что «несправедливость, насилие и косность» — «качества вообще жизни, а не одной только власти». Сам Сурков написал на роман рецензию «Коррумпированный Шекспир» и обвинил автора в том, что тому «нечего сказать».
После выхода романа слово «околоноля» стало использоваться для характеристики ситуации отсутствия роста.
«Долгое государство Путина» и «глубинный народ»
Как появились обороты. Статья в «Независимой газете».
Значение: Написанную в феврале 2019 года статью «Долгое государство Путина» Сурков посвятил тому, что «здесь вообще происходит». В ней он утверждал, что «большая политическая машина Путина только набирает обороты» и останется «государством Путина» еще много лет, как было до этого с государством Ивана Третьего (Царство Московское и всей Руси, XV–XVII века); государством Петра Великого (Российская империя, XVIII–XIX века) и государством Владимира Ленина (Советский Союз, ХХ век). Сурков также обратил внимание на «растиражированное американскими медиа» понятие deep state — «глубинное государство». По словам Суркова, термин означает скрытую за демократическими институтами «жесткую организацию реальной власти силовых структур». Американцы «обнаружили у себя малоприятное «глубинное государство» и «не особенно удивились», писал Сурков. В России же такого явления нет, зато есть «глубинный народ». «Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия <…> Умение слышать и понимать народ, видеть его насквозь, на всю глубину и действовать сообразно — уникальное и главное достоинство государства Путина», — утверждал политик.
«По политическим взглядам я русский»
Как появилась фраза. Интервью газете «Ведомости» в октябре 2012 года.
Значение: Этой фразой Сурков ответил на вопрос о своей политической самоидентификации. Вопрос был вызван тем, что еще ранее он отказался «приписывать» себя к либералам или к консерваторам. Объясняя эту позицию «Ведомостям», Сурков сказал, что считает нужным применять те подходы, которые «более полезны на данный момент времени».
«Когда война, не надо быть либералом. Когда ситуация спокойная и позволяет расслабиться и жить в свое удовольствие, не надо быть ультраконсерватором. А вот свобода и достоинство русского человека, развитие русской культуры, сохранение органического союза русских со всеми народами России должны быть целью и войны, и мира, — сказал он. — Быть русским в любых обстоятельствах — это очень амбициозная политическая программа».
«Лучшая часть нашего общества»
Как появилась фраза. Интервью «Известиям» в декабре 2011 года.
Значение. В интервью «Известиям» Сурков заявил об «абсолютной реальности и естественности протеста» против фальсификации выборов в Госдуму на Болотной площади. «Лучшая часть нашего общества, или, вернее, наиболее продуктивная его часть требует уважения к себе», — говорил он газете.
В том же интервью Сурков отмечал «благожелательную реакцию власти» на требования протестующих. Он указывал, что были предложены прямые выборы губернаторов и «практически свободная регистрация партий». При этом он выражал и свои опасения: «Может быть и так: соберется на следующий митинг поменьше народа, поутихнет немного шум в Сети, и кому-то покажется, что ничего делать не надо, что зря беспокоились».
В том числе с этими его заявлениями и необходимостью разгромить «партию» символизирующего модернизаторский курс Дмитрия Медведева собеседники «Ведомостей» связывали отставку Суркова с поста зампреда правительства в 2013 году.
«Кризис лицемерия»
Как появилась фраза. Статья на rt.com
Значение: О «кризисе лицемерия» Сурков написал в ноябре 2017 года, рассуждая о президентских выборах в США. Он заявил, что итоги голосования стали «не вполне пока успешной попыткой «великого общества» очиститься от лицемерия». Политик также утверждал, что «люди массово и все чаще делают странный выбор»: «Остраннение политического ландшафта наблюдается везде на Западе. Недоверие ко всему обыденному нарастает. Привычное воспринимается как фальшивое, ненастоящее. Непривычное обнадеживает. Нормальный человек теряет популярность, фрик обретает ее».
«Путин послан судьбой и Господом»
Как появилась фраза. Интервью чеченскому телевидению в 2011 году и интервью журналисту Андрею Колесникову для «Русского Пионера» после увольнения из правительства в 2013 году.
Значение. «Да, Бог. Да, призвал. Спасать Россию от враждебного поглощения. Белый рыцарь — и очень вовремя. В последний, можно сказать, час», — заявлял он.
В интервью чеченскому телевидению Сурков говорил и о божественном избрании первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова. «Если Бог определил народу жить еще какое-то количество веков, то в трудный час он ему посылает тех, кто выводит народ из тупика <...> Мне кажется Ахмат Хаджи был таким человеком <...> Я считаю, честно говоря, и Путина человеком, который был послан судьбой и Господом России», — объяснял он свою позицию.