ООО «Сервисная компания «Северо-Западный трубный завод» - по современным меркам не особенно крупное предприятие (6-7 тонн труб круглого и квадратного сечения в месяц, используемых для водопровода и строительных нужд). Но это первый в России трубный завод, построенный в конце XIX века. До недавнего времени компания через несколько юридических лиц, в том числе, офшорных, принадлежала московским бизнесменам петербургского происхождения Александру Рубцову (47.5%), Ольге Евстафьевой (5%) и Дмитрию Иванченко (47.5%). Сегодня эти люди оказались по разные стороны ими же воздвигнутых баррикад: Рубцов и Евстафьева с одной стороны, Иванченко – с другой.
Что именно не поделили предприниматели, к журналистике не имеет никакого отношения – законодательство давно придумало способы урегулирования споров между бизнес-партнерами. Обратившиеся в редакцию «Фонтанки» Александр Рубцов и Ольга Евстафьева предоставили копию письма, направленного им 11 апреля 2013 года адвокатом из Никосии Андреасом Петроу.
«Во время недавней встречи с г-ном Иванченко мне был задан вопрос: могу ли я в качестве провайдера услуг для ваших компаний отменить существующую документацию, подтверждающую, что вы все втроем являетесь … собственниками … и выдать новые сертификаты … и прочие документы, подтверждающие, что г-н Иванченко является единственным акционером … компаний…» - написано в этом документе.
Не исключено, что Дмитрий Иванченко действительно пытался переоформить на себя доли партнеров, не исключено также, что он имел на это полное право. Но бизнес-партнеры так не считали и решили провести собрание, на котором, с их слов, предполагали разделить бизнес (речь шла прежде всего о зарегистрированной на Британских Виргинских островах компании «Каттон Лтд», которая занимается оптовой торговлей металлопрокатом). Эти события развивались на Кипре.
Тут-то и начались чудеса.
«Сдохнешь, как собака…»
На собрании была озвучена информация о том, как господин Иванченко якобы стал жертвой тяжкого преступления в Москве: неизвестные ему граждане, напоминающие уроженцев Кавказа, якобы похитили его и насильно отвезли в столичное представительство одной из кавказских республик. И там, в представительстве, уже другие люди якобы допросили его по поводу активов компании «Каттон Лтд», после чего отпустили с требованием передать им имущество компании.
Якобы после этого Дмитрий Иванченко и стал предпринимать попытки переоформить бизнес на себя. На собрании, по словам Рубцова и Евстафьевой, он потребовал, чтобы бизнес-партнеры отдали ему свои доли в бизнесе.
По словам Александра Рубцова и Ольги Евстафьевой, незадолго до собрания на их сотовые телефоны звонил мужской голос – он якобы представился помощником полномочного представителя упомянутой кавказской республики Дамиром и требовал немедленного прибытия в представительство республики в Москве «для дачи пояснений по вопросам бизнеса».
На протяжении всего собрания Рубцов и Евстафьева, по их словам, получали нервирующие СМС-сообщения: «Сдохнешь, как собака, мразь».
Рубцов и Евстафьева, по их словам, срочно продали активы третьим лицам, после чего все участники драмы переместились из Никосии в Москву. Стоимость проданных активов составила, по словам Ольги Евстафьевой, около 80 000 000 долларов (кроме Северо-Западного трубного завода, бизнесмены продали еще один объект).
Москва. Апрель 2013 года
Александр Рубцов и Ольга Евстафьева, по их словам, обратились к одному очень высокопоставленному генералу МВД, фамилию которого мы назовем после того, как Следственный комитет примет процессуальное решение на основании направленного туда Рубцовым и Евстафьевой заявления. Бизнесмены утверждают, будто когда-то давно, в период благополучия, Дмитрий Иванченко познакомил их с господином генералом – он не был тогда генералом, а скромно служил Родине в подразделениях МВД Северо-Западного федерального округа. И якобы с тех пор они всегда думали: этот генерал – тот человек, который спасет их, если что.
Из заявления, которое пару недель назад Рубцов и Евстафьева направили председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину, следует, будто генерал после некоторой паузы на изучение сути вопроса якобы подтвердил: ситуация крайне серьезная, ее контролируют приближенные к Владимиру Путину
первые лица упомянутой кавказской республики, поэтому единственный путь к спасению – выполнение всех требований по передаче бизнеса.
Пока угроза не миновала, Евстафьева и Рубцов с членами своей семьи перемещались по Москве в сопровождении СОБРа. Передвижения большей частью включали в себя международный аэропорт Шереметьево-2. Для технического содействия в урегулировании ситуации генерал якобы познакомил бизнесменов с якобы неким ветераном «Альфы». Последний, как следует из заявления Рубцова и Евстафьевой, «заявил, что обеспечение нашей мирной жизни будет стоить ему 10 000 000 долларов» (количество нулей автор не перепутал). Требование о переоформлении бизнеса при этом якобы сохранялось.
На сотовые телефоны бизнесменов, по их словам, продолжали поступать СМС-сообщения, которые содержали фразу «Сдохнешь, как собака, мразь…».
Москва – Санкт-Петербург. Наши дни
В июне 2013 года Александр Рубцов обратился в ОМВД РФ по Пресненскому району Москвы с заявлением о совершении Дмитрием Иванченко в отношении него и Ольги Евстафьевой мошеннических действий стоимостью в 5 985 050 долларов. В Пресненском ОМВД в возбуждении уголовного дела отказали по модным для российской полиции мотивам – в ходе проведения проверки полицейским не представилось возможным допросить Иванченко, кроме того, события развивались не в России, а на Кипре – в связи с чем установить в его действиях состав преступления не удалось.
О результатах обращения бизнесменов в Следственный комитет пока ничего неизвестно.
Связаться с якобы помощником постоянного представителя кавказской республики Дамиром, якобы требовавшим от Ольги Евстафьевой и Александра Рубцова срочного прибытия в республиканское представительство «для дачи пояснений по вопросам бизнеса» «Фонтанке» не удалось – в представительстве сказали, что такой человек у них не работает.
Дозвониться до генерала и Дмитрия Иванченко нам не удалось – на телефонные звонки оба не реагируют. На направленный в соответствующее подразделение МВД РФ редакционный запрос господин генерал пока не ответил.
В сентябре 2013 года Александр Рубцов и Ольга Евстафьева обратились в редакцию «Фонтанки» с просьбой предать огласке эти события. В частности, они заявили, что вынуждены срочно продавать активы, так как боятся лишиться всего.