Авиакомпания Utair выпустила финансовые закрылки

Источник
Четвертая по величине российская авиакомпания испытывает большие финансовые проблемы и близится к краху. Но ее руководство и Росавиация делают вид, что ничего не происходит.
Авиакомпания UTair с 31 октября начала ребрендинг. Перевозчик связал это с циклом покраски самолетов: теперь их будут оформлять с новым логотипом. Только на разработку нового логотипа потрачено порядка 4 млн рублей, еще в 50-100 тысяч долларов обойдется покраска каждого воздушного судна. Сейчас авиакомпания занимает четвертое место среди российских авиаперевозчиков. UTair занимает долю рынка в 6,8%, но планирует нарастить ее до 10%. Может показаться, что дела у компании пошли в гору, однако ее финансовое положение ничуть не менее шаткое, чем у "ВИМ-Авиа"…

Пляски на костях

UTair вновь строит планы по захвату российского рынка авиаперевозок, планируя увеличить свою долю рынка и вновь войти в тройку самых крупных российских авиакомпаний. При этом ее топ-менеджеры жалуются на "агрессию" со стороны других игроков рынка и падение стоимости билетов в среднем на 15%: по словам представителей авиакомпании, работать в таких условиях становится все сложнее.

Между тем, условия на рынке для UTair сейчас по-настоящему "сладкие": в сентябре с радаров практически пропала "ВИМ-Авиа", кредиторская задолженность которой выросла до необъятных 10 млрд рублей, 7 млрд из которых – перед банками, лизингодателями, аэропортами и топливо-заправочными комплексами. И освободившееся место на рынке вполне может занять тюменский авиаперевозчик: UTair активно подключилась к перевозке пассажиров банкротящейся авиакомпании.

На отказ от большой буквы T в названии UTair потратит 600 млн рублей?

Эксперты предполагают, что после ухода с рынка "ВИМ-Авиа", UTair получит часть пассажиропотока чартерных рейсов, порядка 300-400 тысяч пассажиров в год. В финансовом выражении это составит около 3,5 млрд рублей. Вот только стоит ли перепоручать авиаперевозки одного фактического банкрота другому – потенциальному? Гендиректору UTair Андрею Мартиросову приходится краснеть за авиакомпанию?

Долги и акционеры

Долг авиакомпании UTair перед кредиторами – внезапно! – в шесть раз больше сентябрьской задолженности "ВИМ-Авиа" и составляет порядка 60 млрд рублей. При этом выручка подросла совсем несоизмеримо – до 75 млрд рублей. А это значит, что прибыли на покрытие долговых обязательств перевозчику точно не хватит. И на фоне этого владельцы, к которым мы перейдем чуть позже, затевают ребрендинг! По данным экспертов, он может обойтись компании в круглую сумму – 10 млн долларов, а это почти 600 млн рублей. И несмотря на то, что в соотношении с долгом сумма совсем небольшая, далеко не факт, что такие вложения вообще хоть что-то принесут.

При этом за январь-июнь 2017 года чистый убыток UTair составил 2,7 млрд рублей (по РСБУ) – это в 1.5 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года, а выручка оказалась на 2 млрд меньше, чем себестоимость продаж… Все это говорит о том, что авиакомпании долго не прожить и скоро, возможно, за нее придется платить из федерального бюджета – так же, как и за "ВИМ-Авиа".

Но может быть, ее смогут спасти владельцы? Согласно открытой информации, 50,1% акций UTair принадлежит АО "АК-Инвест". 100% этого юрлица, в свою очередь, принадлежит НПФ "Сургутнефтегаз". Остальные участники авиакомпании – правительство ХМАО (38,8%) и правительство Тюменской области (8,4%). Такой вполне себе "карманный" авиаперевозчик. Вот только "Сургутнефтегаз", по слухам, пытается избавиться от авиакомпании еще с 2013 года. Тогда поговаривали, что нефтяников вообще не интересует этот непрофильный актив, за исключением вертолетных перевозок – оно и понятно. Видимо, поэтому основной акционер не стал давать денег UTair во время дефолта 2014-2015 годов, и не будет давать сейчас. Тогда топ-менеджмент авиакомпании во главе с гендиректором Андреем Мартиросовым побежал просить денег у правительства. Что же им остается делать сейчас?

Кошелек или смерть?

Казалось бы, если финансовая отчетность авиакомпании в связи с законодательством открыта, кредиторы не менее открыто предъявляют свои претензии – почему этого не видит главное надзорное ведомство? Росавиация во главе с Александром Нерадько как будто специально закрывают глаза на плачевное состояние одного из крупнейших авиаперевозчиков. Нерадько все чаще стал появляться в неподобающем виде. Ситуация на рынке авиаперевозок тому причиной?

Генпрокуратура уже обвиняла Росавиацию в бездействии – тогда в письме главе Минтранса Максиму Соколову прямо было сказано, что агентство становится причиной банкротства перевозчиков. Позиция федерального агентства по отношению к авиаперевозчикам действительно непонятна. В свое время Нерадько взялся спасать "Трансаэро", на которой мертвым грузом висел долг в 260 млрд рублей. А вот "ВИМ-Авиа", которая сама заявила о проблемах и попросила помощи, в ней отказали – хотя долг там меньше в 26 раз! С другой стороны, все тот же UTair остается "на лету" с долгом в 60 млрд рублей… Кажется, что-то здесь нечисто.

Нерадько ранее уже открыто обвиняли в вымогательстве представители авиакомпаний. Но похоже, что UTair и сама рада заплатить ему, чтобы ведомство "отстало". Но к чему это приведет? Как долго задержится на рынке авиаперевозчик с такими долгами, и как это отразится на полетах и безопасности пассажиров?
Персоны Компании
Бурение под ценовым давлением
Рынок нефтесервиса в РФ страдает от консолидации отрасли.
Сургутнефтегаз сохранил свою кубышку
«Сургутнефтегаз» с начала года получил прибыль почти в 91 млрд рублей.
Фонд Aurora Investments Бориса Карлова предлагает план спасения «ВИМ-авиа»
Чиновники и эксперты в него мало верят.
«Домодедово» удерживает самолеты «ВИМ-авиа» вопреки обещаниям Минтранса
Аэропорт не выпускает семь судов за долги.
Концерн "Алмаз-Антей" расправился с долгостроем
Центр управления полетами в Московском авиаузле строился около 10 лет, а его сдача откладывалась несколько раз.
Следующие на вылет
Судьбу «ВИМ-Авиа» может повторить практически любая российская авиакомпания.
К 2050 году почти 70% речного флота России придется списать
Старение судов идет быстрее, чем их строительство.
Глава «Интуриста»: «у «ВИМ-Авиа» были значимые прорывы»
Минтранс отчитался о вывозе с курортов всех пассажиров «ВИМ-Авиа». Большинство вернулось домой за счет туроператоров. Гендиректор НТК «Интурист», наиболее пострадавшей при коллапсе авиаперевозчика, рассказывает, как это было.
Приморье разбудили отставкой губернатора
Владимира Миклушевского сменил глава «Росморпорта» Андрей Тарасенко.
«Трансстрой» отбился в суде
Вину за срыв сроков в Шереметьево возложили на Росавиацию.
Росавиации припомнили все банкротства
Генпрокуратура предложила Минтрансу подумать об увольнениях.
Обзор 25 сентября – 1 октября: «Газпром» прохудился, а Тиньков прославился
«Падеж» в губернаторском стане все никак не остановится, а тут еще в крутое пике сорвалась компания ВИМ-авиа, бросив за бугром тысячи российских туристов...
Как семья владельца "ВИМ-авиа" сбрасывала активы перед крахом
Консалтинговую фирму Рашида Мурсекаева за месяц до краха авиабизнеса обанкротил его знакомый Сергей Галан, а дочь Мурсекаева продала Галану свою топливную компанию.
Стал известен первый претендент на покупку «ВИМ-Авиа»
Экс-управляющий директор инвестфонда TPG Aurora Борис Карлов — один из претендентов на покупку «ВИМ-Авиа», говорят источники РБК. Ранее он пытался перезапустить «Трансаэро» вместе с новым главой «ВИМ-Авиа» Александром Бурдиным.
Автомагистраль "Таврида" подорожала еще на 30 миллиардов рублей
Причина очередного удорожания может заключаться в дорогих стройматериалах и отсутствии проектной документации.
Три жизни СТС: что ждет медиахолдинг, который лишился иностранцев
В 2000-х «СТС Медиа» первым из российских медиахолдингов провел IPO на Западе, но первым же и пострадал от закона о «национализации» СМИ. Как изменился бизнес, который когда-то считался главной историей успеха в российских медиа?
Стоимость главной дороги Крыма выросла почти на 30 млрд рублей
Из-за дороговизны строительных материалов и отсутствия проектной документации, полагают эксперты.
«ВИМ-авиа» возглавил бывший гендиректор «Трансаэро» Александр Бурдин
Он намерен договориться с кредиторами и разработать новую модель развития авиакомпании.