Архипелаг Балакина

Источник
Какая информация позволяет оставаться на плаву экс-председателю совета директоров «СУ-155» Михаилу Балакину.
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) готовится принять на баланс тяжелое наследство. Это целый набор бизнесов, строительных схем - живых и мертвых, скрепленных долговыми обязательствами. По сути целый архипелаг, у которого есть небольшая видимая часть, и огромная - невидимая. Видимая представлена сложноподчиненной конструкцией, состоящей из трех элементов - строительным управлением «СУ-155», банком «Российский капитал», который занимается спасением СУ, и госАгентством по страхованию вкладов (АСВ) - оно с одной стороны владеет «Роскапом», а с другой - занимается его финансовым оздоровлением. О совокупности невидимых элементов «архипелага» известно, судя по всему, лишь одному человеку - экс-председателю совета директоров покойной группы компаний «СУ-155» Михаилу Балакину. И, по всей видимости, это знание удерживает его на плаву.

Банкротство девелопера

Государству пришлось взять на себя всю полноту ответственности за долги «СУ-155». На достройку домов банкротящейся компании в 2017 году выделено 15 миллиардов рублей. На эти деньги будет завершено строительство 37 многоэтажных жилых домов, а также трех инженерных сетей, обеспечивающих их эксплуатацию. Часть выделенных средств отправится не на достройку, а на фактическую постройку домов, которые только начали возводить. Их планируется достроить лишь в 2018 году. Это уже второй транш инвестиций «Роскапа». В декабре минувшего года зампред правления банка Михаил Березов называл сумму 14.7 млрд рублей - столько было вложено «Российским капиталом» в строительство. В 2016 году завершены 59 жилых объектов. По данным на декабрь 2015 года, от «Российского капитала» требовалось достроить 145 жилых объектов ГК «СУ-155» в 14 регионах страны. Требования эти были переданы банку правительственной комиссией. Таким образом, именно государство стало кредитором последней инстанции в деле «СУ-155». С той лишь разницей, что в роли первой инстанции оказалось не кредитное, а строительное учреждение.

О проблемах «СУ-155» стало известно уже после кризиса 2008 года. Тогда в интернете по адресу su155.net появился сайт с говорящим названием «СУ-155: мифы и реальность, сайт обманутых соинвесторов СУ-155». Компании пришлось судиться в арбитражном суде при Всемирной организации интеллектуальной собственности, чтобы доказать право на название и добиться закрытия сайта.

А вот со вторым кризисом справиться не получилось. В ноябре 2014 года власти Подмосковья сделали громогласное заявление о том, что группа должна бюджету области около 1 млрд рублей. Это была оплата за аренду участков. Заявление стало спусковым крючком: против компании стали массово подавать иски контрагенты-кредиторы. В марте 2015 года последовал дефолт по облигациям (на сумму в 2,3 млрд рублей). К этому времени общая сумма накопленных долгов уже превысила 25 млрд рублей, строительство новых объектов остановлено. А более 100 тыс. человек, финансировавших строительство из собственных сбережений, оказались заложниками ситуации - без денег и без жилья.

По сути получилось, что «СУ-155» являлся кредитной организацией, которая принимала вклады, не имея никакой страховой поддержки, но умело используя механизм превращения бизнес-рисков в социальные. В полном соответствии с этой стратегией компания оказалась в защищенной от реального банкротства ситуации. И ее пришлось спасать. А спасение поручить «Российскому капиталу» - коммерческому банку «с ограниченной ответственностью, но не ограниченными возможностями». Так как он принадлежит государственному Агентству по страхованию вкладов (АСВ) – распорядителю судеб активов, контролируемых российскими банками.

В рамках этого самого оздоровления «СУ-155» пришлось убить. В 2016 году было объявлено о банкротстве застройщика. На его место определили «СУ-151», которое спешно переименовали в «РК Строй» (первые две буквы в названии, очевидно, указывают на принадлежность компании к банку). Ей уже прочат большое будущее - превратиться в самого национального девелопера. Формально именно эта фирма несет ответственность за достройку объектов по контрактам «СУ-155».

На остатки самого «СУ-155» ложится другая ответственность. В июле 2016 года в московском офисе компании прошли обыски по делу о хищении средств дольщиков, привлеченных Ивановской ДСК, которая входит в состав группы.

Девелопер. Чиновник. Депутат. Банкрот.

Удивительно, но уголовное преследование, похоже, не угрожает лишь архитектору всей бизнес схемы «СУ-155» - Михаилу Балакину, который превратил небольшое строительного управление в огромный строительный концерн. В 1990 году Михаил Балакин был назначен директором «Строительного управления №155» Главмосстроя. А потом стал его владельцем. А потом покинул свой пост в собственной компании и перешел на работу в московское правительство. С 2000 по 2005 годы он возглавлял оперативно-распорядительное управление реализации городских программ мэрии. Эта пятилетка стала звездной для «СУ-155». Компания получала не менее 20% всех подрядов на строительство объектов по городскому заказу. Участки для этого выделялись часто без конкурса - соответственно, на особых условиях.

В 2005 Михаил Балакин вернулся в «СУ-155», заняв там пост председателя совета директоров. А в 2014 году Михаилу Балакину удалось даже трудоустроиться депутатом Московской городской Думы VI созыва от ЛДПР. Тогда же был создан его персональный сайт. Который, будучи оплаченным, уже прекратил существование. В ту же сторону, видимо, двигается и бизнес-карьера девелопера. Все в том же 2014 году в Московском арбитражном суде начались слушания по иску о персональном банкротстве экс-чиновника, поданном от имени Сбербанка.

Дело слушается ни шатко ни валко, но не умирает. Более того, в нем появляются новые персонажи, жаждущие обанкротить Михаила Балакина. В частности, Росбанк. Судя по тому, что сам Михаил Балакин на пути к банкротству успел возглавить «СУ-151» - промежуточную реинкарнацию «СУ-155» - он еще нужен кредиторам. Живой и здоровый. А банкротство необходимо в качестве дамоклова меча. В АСВ любят и умеют использовать подобные схемы. Осталось понять, как к этому наследству отнесутся в АИЖК - агентству, которое вскоре может стать счастливым обладателем всей этой схемы.
Персоны Компании
«Русгидро» сэкономит на погашении долгов
Компания договорилась с банками об отмене комиссии за досрочное погашение кредитов.
Потанина просит взыскать с бывшего мужа 215 миллиардов рублей
Наталья Потанина, бывшая жена президента "Норильского никеля" Владимира Потанина, просит суд взыскать с ее бывшего мужа 215 миллиардов рублей компенсации за акции "КМ Инвест".
«Дочкам» западных банков запретят обслуживать стратегические предприятия
Правительство сможет запрещать работу со стратегически значимыми госпредприятиями и компаниями российским «дочкам» зарубежных банков. Это ответ на применение такими «дочками» санкционных мер в отношении России.
Трагикомедия Владимира Кехмана близится к концу
Кредиторы псевдобанкрота-миллиардера постараются изъять активы бананового бизнесмена.
Архитектор сделок: Сергей Гордеев — бизнесмен года по версии Forbes
Как бывший сенатор Гордеев стал крупнейшим застройщиком массового жилья.
"Российский капитал" запутался в схемах СУ-155
У банка возникли проблемы с московскими проектами компании.
Черная пятница Михаила Балакина
Дележ наследства ГК «СУ-155» начался еще до «смерти» компании.
Крепкий Орешкин
Вместо Улюкаева экономикой на посту министра займется молодой замглавы Минфина.
Ворованный «Благовест» банкира Салтыкова
Объем украденного в Дил-Банке превысил 8 миллиардов рублей.
Афера «Века»: преступники разграбили пять пенсионных фондов
С помощью переоцененных ипотечных бумаг из Дил-банка, НПФ «Благовест» и других пенсионных фондов мошенники могли вывести до 8 млрд рублей.
Что стоит за уголовным делом Инвестторгбанка
Причиной краха и последующей санации Инвестторгбанка стал провал операции по превращению банка в Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Само АИЖК также пришлось ликвидировать.
Сколько стоит компания «Мортон»
Совладелец ГК ПИК Сергей Гордеев покупает крупного конкурента. Во сколько бизнесмену это обошлось и откуда у него деньги.
Бывшему владельцу ТагАЗа больше не порулить
Михаила Парамонова признали банкротом.
Руины Балакина на 48 миллиардов
У СУ-155 долгов в несколько раз больше, чем активов.
Кто и за сколько купил имущество компании Владимира Кехмана
Театрал-банкрот не дал кредиторам разбогатеть за свой счет
Розыск Барвихи
Дело о пропавших миллионах «Миэль» осталось без главного обвиняемого Григория Куликова
«СУ-155» обыскивали в связи с хищением средств дольщиков
На достройку 24 объектов структуры застройщика необходимо 5,4 млрд рублей.
Владимиру Кехману оставили прожиточный минимум
Директор двух театров признан личным банкротом.