Глава "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) Алексей Рахманов возглавил "Выборгский судостроительный завод" (ПАО "ВСЗ"), одно из крупнейших подобных предприятий страны. До этого в отставку был отправлен прежний руководитель Александр Соловьев, управлявший заводом с 2012 года.
Заявляется, что это временное решение, до тех пор, пока совет директоров изберет нового гендиректора. Но некоторые "вехи" трудовой биографии господина Рахманова вызывают определенные опасения: уж не для того ли новый руководитель пришел на завод, погрязший в финансовых проблемах, чтобы пустить предприятие "с молотка"?
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post в Ленобласти.
Где деньги?
ВСЗ - предприятие стратегическое для судостроительной отрасли России. Там производятся нефтяные танкеры, ледоколы, буровые установки для добычи полезных ископаемых в морях и океанах.
Тем не менее, долгие годы завод испытывает серьезные финансовые проблемы. Решить ни бывшему главе Александру Соловьеву, ни руководителю ОСК Алексею Рахманову, так и не удалось.
В открытых источниках трудно найти информацию о текущем финансовом положении предприятия. Однако по состоянию на 2020 год долги ВСЗ составляли порядка 6 млрд рублей. В результате руководством ОСК, т.е. и лично Рахмановым, было принято решение докапитализировать завод на 3 млрд рублей. Об этом пишет РБК.
Докапитализация должна была проводиться за счет допэмиссии акций, весь объем которых обещала выкупить ОСК. Предполагалось, что полученные таким способом деньги завод потратит на погашение долгов. Но получилось все иначе, и это - загадка.
Только в декабре 2022 года выяснилось, что ОСК не стал выкупать выпущенные акций. Причина осталась неизвестно, комментариев корпорации на этот счет найти не удалось. Более того, как пишет "Деловой Петербург", отрицательный капитал (т.е. долги) ВСЗ по итогам шести месяцев 2022 года составили 7,5 млрд рублей.
То есть долг не просто не погасили, он вырос. Тогда неясно, куда делся дополнительный объем выпущенных ВСЗ акций, раз ОСК его не выкупал. Отошел некому частному инвестору - тайно от всей страны?
Отсюда рождаются предположения, ОСК и лично Рахманов могут желать не спасти завод, избавив его от долгов, а просто распродать. Причем, это, возможно, уже делается - по частям. Такая позиция вряд ли пришлась бы по вкусу Александру Соловьеву, который отдал заводу 10 лет жизни - новые собственники, как правило, меняют топ-менеджмент структуры на своих людей.
Не поэтому ли его убрали, а руководить возможной предпродажной подготовкой стал лично Алексей Рахманов?
Несколько лет назад "Выборгский судостроительный завод" получил государственную субсидию в 3 млрд рублей. Это могло бы стать причиной отказа выкупать акций со стороны ОСК. Такое объяснение несостоятельно, потому что долг ВСЗ только вырос. А на что тогда пошла субсидия? Была "освоена" в лучших традициях российских чиновников?
Проблема на проблеме
При этом работа завода вызывала достаточно нареканий. Ответственность за это, наверное, должен нести бывший руководитель Соловьев, но ведь весь ОСК курирует лично Алексей Рахманов. Тем более, стратегические заказы.
В 2018 году ВСЗ допустил срыв сроков сдачи трех ледоколов по заказу "Атомфлота" и "Газпром нефти". В частности, передача портового ледокола "Обь" (заказчик - ФГУП "Атомфлот") сдвинулась на полгода. Судно было необходимо для развития стратегического для нашей страны проекта ГК "Новатэк" - Ямал СПГ". Об этом пишет ТАСС.
Тогда Алексей Рахманов объяснил эту ситуацию "капризами" заказчика, а именно требованием использовать автоматизированные системы энергообеспечения определенных компаний, а также тем, что ВСЗ, якобы, взял на себя слишком большую задачу по строительству рыболовных судов, не рассчитав мощность. По такой логике снимать Соловьева надо было раньше, а не сейчас.
В 2016 году по просьбе работников предприятия ВСЗ проверяла прокуратура. В результате выявили нарушения в сроках оплаты труда. Среди прочего - в трудовых договорах и вовсе не оговаривались дни выплаты заработной платы. Об этом сообщается на сайте прокуратуры. Соловьеву вынесли представление об устранении нарушений. Остается загадкой, почему этот процесс не контролировали в ОСК.
При этом, сотрудники предприятия говорили о том, что на заводе создана схема незаконного обогащения в капитанской службе через приписки в табелях рабочего времени.
Они утверждали, что руководство завода не реагировало на их обращения по этому поводу. При этом в комментариях СМИ менеджмент ВСЗ сообщил, что, оказывается, знает "о сложившейся конфликтной ситуации между руководителем капитанской службы и частью его коллектива". Приняты ли были какие-то меры - неизвестно.
Похоже, невыплата заработной планы вынуждала сотрудников завода идти на преступления. Как пишет ivbg.ru со ссылкой на Управление на транспорте МВД по СЗФО, в 2018 году выяснилось, что рабочие предприятия выносили из него в сапогах цветные металлы для последующей сдачи на металлолом.
Все это свидетельствует о том, что порядка на заводе не было, а наводить его за прошедшие годы Алексей Рахманов почему-то не спешил.
Не случайность, а закономерность
Но порядка нет и в самой ОСК. Об этом свидетельствует целая серия коррупционных скандалов, срывов срока сдачи судов, а также аварии на знаковых кораблях последних лет.
Одним из самых известных случаев является пожар на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" во время ремонта в Мурманске в 2019 году. В результате несколько человек погибли, тушение пожара заняло длительное время, а сумму ущерба от пожара источники "Коммерсанта" оценивали в 95 млрд. рублей.
Объем ремонтных до пожара оценивался в 60-65 млрд. рублей. Получается, что легче было построить новый авианосец. Произошло возгорание во время сварки в одном из отсеков.
В качестве причины указали нарушения правил безопасности при ведении строительных работ. Но в народе стала популярна другая версия: якобы, пожаром могли пытаться скрыть возможные многомиллиардные хищения.
Впоследствии выяснилось, что на ремонте авианосца действительно могли украсть. Был арестован генеральный директор 10-го судоремонтного завода в Мурманске, где крейсер находился на ремонте ранее. Его заподозрили в выводе около 45 млн рублей, выделенных на ремонт авианосца. Об этом писала Lenta.ru.
А позже, летом 2021 года арестовали директора уже самого 35-го судоремонтного завода ("Звездочка", где и произошел пожар) Сергей Вераксо, которого считали человеком Рахманова. Его заподозрили в растрате, о ситуации сообщали в пресс-службе мурманского городского суда. Делом занимается ФСБ.
Казалось бы, ситуация должна многому научить Алексея Рахманова и его команду. Но в 2022 году на авианосце вновь произошел пожар, хотя и менее масштабный. Сам Рахманов назвал его "маленьким эксцессом". Можно только порадоваться, что на ремонт вновь не потребовались дополнительные десятки миллиардов.
Отдельные проблемы с ледоколами, которые так нужны нашей нефтегазовой промышленности и для множества других задач. Наш первый серийный атомный ледокол "Сибирь", как выяснилось, не будет сдан в срок. В ОСК ожидаемо постарались оправдаться.
В сдвиге сроков обвинили медленную корректировку проектной документации по итогам строительства головного ледокола, низкий темп электромонтажных работ и отставание в поставке паротурбинных установок. А кто, как не ОСК под руководством Рахманова должен это контролировать?
Ситуация с другими ледоколами тоже проблемная. Реагировать пришлось на самом высоком уровне - проблемы признал зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев. Сегодня, в условиях санкционных ограничений они приобретают критический характер.
В 2020 году очередной коррупционный скандал разразился на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. По факту хищения средств у Минобороны на предмет возможного превышения должностных полномочий проверялся гендиректор предприятия Александр Бузаков. В 2022 году он внезапно ушел из жизни, о причинах смерти не сообщалось. В связи с этим ходили самые разные нелицеприятные слухи.
Все эти проблемы (а мы описали лишь малую часть) копились в ОСК годами, нарастали, как снежный ком. Но Алексей Рахманов и по сей день на своем посту. Более того, получает новые должности, как в случае с ВСЗ.