Закон об уголовной ответственности застройщиков за обман дольщиков действует в России уже более трех лет. За это преступление предусмотрено наказание до двух лет лишения свободы. Почему это не касается покупателей лофт-апартаментов у Red Development бизнесмена Алексея Ковальчука, в материале «Ленты.ру».
Имя им легион
«Я крайне недовольна компанией. Сроки сдачи неизвестны. Менеджеры вводят в заблуждение по любому вопросу, касающемуся проекта Loft Post. На объекте тишина. Реконструкция не ведется. Очень сожалею о покупке жилья в Loft Post. Никому не советую», — пишет Людмила на форуме сайта www.novostroim.ru. «У меня предварительный договор купли-продажи, сроки уже прошли. Хочу вернуть деньги. Есть у кого-нибудь хороший юрист?» — задает вопрос еще один обманутый дольщик Андрей. «Мы купили в 2014 году, на нормальную квартиру нам не хватало, это дешевле, и обещали к марту достроить. Но после того, как кризис начался, все приостановилось», — рассказывает свою историю дольщик Loft Park Екатерина. «Весь 15-й год нам вешали лапшу на уши, что мы что-то делаем, а сами ничего не делали. А потом вообще выяснилось, что, оказывается, банкротство и, в общем, мы вообще ничего не получим, потому что по закону получается, что мы третьи в очереди кредиторов, и нам останутся какие-то копейки. Вся недвижимость в залоге у банка», — продолжает она.
Летом 2016 года начались пикеты обманутых дольщиков. Среди лозунгов акции: «Город помоги!», «Мэр останови беспредел!», «Москва, не закрывай глаза! Дольщики лофтов — тоже дольщики!» При подготовке к пикету также обсуждались варианты — «Ковальчука под суд!» и «Red Development к ответу!» И это лишь малая часть претензий к компаниям одного из крупных столичных девелоперов — Red Development, принадлежащих бизнесмену Алексею Ковальчуку. Сначала он заморозил строительство, пытался продать объекты. Затем в отношении компании было возбуждено уголовное дело, обернувшееся для Ковальчука арестом по статье 159, части 4 (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере).
А помнишь, как все начиналось?
Red Development специализируется на строительстве лофт-апартаментов (жилье в промышленных зданиях). По данным «Метриум Групп», в 2014 году компания с портфелем в 165,5 тысячи квадратных метров занимала третье место в рейтинге крупнейших застройщиков апартаментов старой Москвы. По данным самой компании, на конец 2015 года портфель Red Development включал шесть проектов на 202 тысячи квадратных метров. «Многофункциональный комплекс Loft Time — новый проект бизнес-класса, реализуемый на северо-западе Москвы, его возводят по индивидуальному проекту, на территории в 2,5 гектара. Фасады получат отделку клинкерным кирпичом, будут установлены большие панорамные окна и французские балконы», — так расписывал девелопер свой проект, не забывая упомянуть и о развитой инфраструктуре района «Сокол», где возводились здания. Первые корпуса должны были сдать в 2014 году, а завершить проект планировали в 3 квартале 2016 года.
Не получилось. После обвала курса рубля у компании в конце 2014 года возникли финансовые проблемы. Она перестала обслуживать кредиты и даже выставила некоторые проекты на продажу.
Главные кредиторы Ковальчука — «Абсолют банк» (3,2 миллиарда рублей) и Промсвязьбанк (3,12 миллиарда рублей). В залоге у «Абсолюта» был комплекс Loft Park у метро «Водный стадион», у Промсвязьбанка — комплексы Loft Post (21,9 тысячи квадратных метров) рядом с метро «Бауманская» и Loft Time (21 тысяча квадратных метров) на «Соколе». Алексей Ковальчук утверждал, что в октябре 2015 года было подписано соглашение с «Абсолютом». По нему банк становился владельцем АО «Арбита» и ЗАО «Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева», которым принадлежат права на проект. На эти деньги Red Development должен был достроить Loft Park, а также расплатиться с 250 инвесторами, вложившими в проект свыше 1 миллиарда рублей. Однако сделка не состоялась.
После этого банкиры решили действовать более жестко — через процедуру банкротства. 20 апреля 2016 года Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению иск Промсвязьбанка к шести фирмам Red Development о взыскании залога, а в августе того же года Арбитражный суд Москвы ввел в ООО «Мира» (Loft Time) конкурсное производство на шесть месяцев. В рамках него Промсвязьбанк заявил требования на 3,12 миллиарда рублей. В январе 2016 года иск о банкротстве к соинвестору Loft Park АО «Арбита» подала фирма «Вармастрой». ЧОО «Страж» потребовала в феврале 2016 года признать несостоятельной компанию «Мира», а в марте — компанию «Ревко инвестмент» (Loft Garden).
Летом 20016 года стало известно о возбуждении уголовного дела о мошенничестве в отношении «Арбита». В постановлении о возбуждении уголовного дела говорилось, что руководство компании использовало кредитные средства «по собственному усмотрению». Несмотря на множество судебных исков, Ковальчук продолжал говорить об успехах.
«Четыре проекта Red Development — Apple Tower, The Loft, Loft 17, Loft Garden — завершены, компания продолжает выполнять обязательства перед дольщиками и кредиторами», — рапортовала пресс-служба девелопера в апреле 2017 года. Для завершения строительства Loft Post якобы были привлечены инвестиции ФПК «Альтаир» и СК «Мемфис», а жилой комплекс Loft Time планировалось завершить в партнерстве с группой «Колди» и ФПК «Альтаир». «Альтаир» действительно выкупил часть финансовых обязательств Ковальчука перед Промсвязьбанком, а после продажи Loft Park фирме «МТФПА» в интересах НПФ «Благосостояние» был урегулирован и долг перед «Абсолют банком».
Статус — обвиняемый
Урегулирование отношений с банкирами не помогло Ковальчуку. До 7 июня 2017 года он проходил свидетелем по уголовным делам, заведенным в отношении компаний-застройщиков, но в тот день бизнесмен был задержан правоохранительными органами и помещен под стражу. Два дня спустя Головинский районный суд изменил его статус: вместо свидетеля бизнесмен оказался обвиняемым по статье «Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере». Ему была избранамера пресечения в виде помещения под стражу.
Представители Ковальчука пытались оспорить судебное решение, напирая на то, что арест ставит под угрозу сдачу многих «замороженных» проектов, из-за чего могут пострадать интересы дольщиков. Но судья был непреклонен. Поддержал это решение и Мосгорсуд. «Ковальчук обвиняется в совершении тяжкого преступления, его соучастники до настоящего времени не установлены, находясь на свободе, обвиняемый может скрыться от органов следствия и суда, оказать воздействие на участников процесса», — говорится в апелляционном постановлении Мосгорсуда. «Кроме того, из представленных материалов следует, что органом следствия предпринимались неоднократные попытки вызова Ковальчука для проведения следственных действий, однако Ковальчук к следователю не являлся, в связи с чем выносились постановления о его приводе. Доводы стороны защиты о том, что инкриминируемое Ковальчуку деяние совершено в сфере предпринимательской деятельности, были проверены судом первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными».
Спустя три месяца после ареста Ковальчука с официальным заявлением выступил заместитель председателя Москомстройинвеста Александр Гончаров. По его словам, гражданам, которые заключали предварительные договоры с компанией Red Development на покупку лофт-апартаментов на севере Москвы, нужно обращаться в следственные органы для признания потерпевшими в рамках уголовного дела.
«Потерпевшими по факту хищения денежных средств признано 40 человек. Но по данным следствия, количество обманутых структурами Red Development граждан по двум объектам может составить порядка 450 человек», — заявил Александр Гончаров. Ущерб обманутых дольщиков превысил 1 миллиард рублей.
Выяснилась и еще одна любопытная деталь, о которой написала «Новая газета». Права на проект Loft Park были оформлены на две структуры — непосредственно ЗАО «Московская тонкосуконная фабрика имени Петра Алексеева», с которым подписывали договоры дольщики, и ЗАО «Арбита». Последнее в рамках дела о банкротстве фабрики предъявило свои требования — ни много ни мало на 4 миллиарда рублей. Таким образом аффилированные с Ковальчуком компании пытаются воспрепятствовать процедуре банкротства и фактически взять процесс под свой контроль. Это открывает для должника и некоторые новые перспективы. Ведь банкротство не означает, к примеру, автоматической ликвидации компании. Зато дает возможность «очистить» ее от накопившихся имущественных требований в полном соответствии с законом. Если эту комбинацию удастся провернуть, то шансов у дольщиков получить квартиры или вернуть деньги почти не останется.
Ясности в дальнейшей судьбе лофт-проектов, принадлежавших Red Development, до сих пор нет, несмотря на громкие заявления Алексея Ковальчука о том, что и инвесторы найдены, все вопросы с дольщиками решатся, и проекты будут реализованы. Так, права на земельный участок в 5,5 гектара и недостроенное здание, принадлежащие «Московской тонкосуконной фабрике имени Петра Алексеева» (МТФПА), в начале 2017 года приобрела структура НПФ «Благосостояние». Партнером фонда должна была стать группа «Родина» Антона Винера. Но «Родина» из проекта вышла.
В конце прошлого года появилась информация, что ЖК будет достраивать группа ПИКСергея Гордеева. Проект Loft Time выкупила «Альтаир групп». Но и здесь нет никакой ясности по поводу сроков реализации проекта.
Банкротство под контролем
Обманутым дольщикам и кредиторам Red Development вернуть средства после освобождения Алексея Ковальчука из-под домашнего ареста становится все сложнее. Дело в том, что помещения, которые являлись предметом залога в банках и одновременно проходили по предварительным договорам купли-продажи с дольщиками переданы в пользу отца владельца Red Development — Константина Алексеевича Ковальчука. По крайней мере, это касается залогов ООО «Новолайн», входящего в группу Red Development, где Константин Ковальчук является конкурсным кредитором (письмо Ковальчука имеется в распоряжении редакции). Кроме «Новолайна» в группу Red Development входят «Строительная компания "Дексус"», ЗАО «Дега», ООО «Ревко Инвестмент», АО «Ринко», ЗАО «Верона». И нет никакой информации о том, что Ковальчук-старший готов безвозмездно расстаться с этими площадями в пользу кредиторов.
Можно только констатировать, что на помощь сыну Константин Ковальчук пришел в нужное время. Хотя отец и пенсионер, у него имеется хороший бэкграунд. Он много лет проработал в структуре Федеральной таможенной службы, дослужился до генерала внутренней службы, до 1998 года занимал должность начальника управления косвенного налогообложения ГТК РФ (для подтверждения — фото группы руководящих сотрудников центрального аппарата ГТК РФ и фото паспорта Ковальчука). С 2008 по 2011 год возглавлял ООО «ИС Девелопмент». Сейчас проживает в деревне Таганьково (между Можайским и Рублевским шоссе, неподалеку от поселка Горки-10) в частном доме, который, по слухам, также находится в залоге у кредиторов. И теперь понятно, что не случайно летом прошлого года Алексей Ковальчук зарегистрировался в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы номер 22 по Московской области как индивидуальный предприниматель.
Действия Ковальчука-старшего мало чем отличаются от методов ведения бизнеса его сына. Владельцы Red Development доводят подконтрольные компании до процедуры банкротства, пытаются поставить в них своих конкурсных управляющих и вывести активы из-под залога банков. Примеров этому предостаточно. Например, ООО «Строительная компания "Дексус"», признанное в мае 2017 года банкротом, сейчас активно возвращает свои активы из-под залогов у кредиторов.
Сначала в реестр кредиторов включаются подконтрольные компании. Затем они переуступают право требования (так было в истории с «Дексусом», когда АО «Ринко» было заменено на гражданина Мустафаева Ш.М., а ЗАО «Верона» — на гражданина Алескендерова Т.И.). А потом имущество распродается аффилированным с Ковальчуком компаниям.
Трудно поверить, но конкурсный управляющий «Дексуса» Юрий Хлобыстов в июле прошлого года незаконно организовал торги по реализации имущества, которое отошло заинтересованным структурам. Эти сделки были оспорены в Арбитражном суде Москвы, подтвердившем незаконность действий управляющего.
Кроме этого, на рассмотрении Арбитражного суда города Москвы находится спор по исковому заявлению правительства Москвы, департамента городского имущества города Москвы к ООО «Новолайн», ЗАО «Дега», ООО «СК "Дексус"» о признании самовольной постройкой спорного объекта (здание по адресу: Москва, Духовской переулок, 17, строение 18). Также имеются документы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы по объектам, расположенным по адресу: Москва, Духовской переулок, владение 17, строения 10,12,17,18, в которых они также признаются незаконными строениями.
Не говорит ли это о том, что Ковальчук использует идентичную схему для всех процедур банкротства своих компаний? Через подконтрольного ему конкурсного управляющего заводит в реестр кредиторов требования своих аффилированных фирм с целью вывода заложенных площадей? Яркое тому подтверждение история с ООО «Дексус». Здесь даже при явно спорном определении арбитражного суда действия компании привели к утрате залогового статуса одного из банков-кредиторов, а здание, находившееся в залоге, оказалось у аффилированных с Ковальчуком структурах (решение Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2018 года).
Судебные тяжбы кредиторов и дольщиков с представителями Red Development, по всей видимости, будут продолжаться еще долго. Первая инстанция, апелляция, суд более высокой инстанции, жалобы на апелляции и так далее по кругу.
Но у пострадавших не остается выбора. «Для кредиторов доступен общий набор вариантов — взыскание по долгам в судебном порядке, обращение взыскания на имущество во внебанкротном порядке (в рамках исполнительного производства, на заложенные и незаложенные активы) либо в рамках процедуры банкротства», — комментирует ситуацию партнер, генеральный директор Юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. «При этом получение кредитором денег, имущества до процедуры банкротства чревато тем, что в рамках процедуры банкротства такие сделки могут быть оспорены другими кредиторами, признаны недействительными, а имущество изъято обратно в конкурсную массу. Поэтому, как правило, целесообразнее сразу инициировать процедуру банкротства, если должник уже неплатежеспособен», — говорит юрист.
Удивляет лишь позиция правоохранительных органов: уголовное дело в отношении Алексея Ковальчука было возбуждено более полутора лет назад, а видимых результатов пока нет.