Как стало известно "Ъ", заместитель генпрокурора России Владимир Малиновский направил председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину три требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных, по его версии, в ходе расследования уголовного дела в отношении владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика и трех его предполагаемых сообщников. Вначале господин Малиновский потребовал отменить предъявленные им обвинения в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, и освободить фигурантов дела из-под арестов, а затем прекратить и само уголовное дело. Ответов из СКР заместитель Юрия Чайки не получил, а Мосгорсуд оставил обвиняемых под стражей.
Требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, заместитель генпрокурора Малиновский, по данным "Ъ", направил Александру Бастрыкину 9, 24 и 29 февраля этого года. Владимир Малиновский, курирующий Центральный федеральный округ, сообщил главе СКР, что Генпрокуратурой установлены нарушения уголовно-процессуального законодательства по уголовному делу N201/404086-15, которые, в свою очередь, повлекли "нарушения законных прав и интересов" его фигурантов.
Речь идет об уголовном преследовании фактического владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика, бывшего управляющего директора ЗАО "Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити" (обеспечивает безопасность аэропорта) Андрея Данилова, экс-директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, а также Светланы Тришиной, ранее представлявшей офшор, под управлением которого находится Домодедово.
Все они обвиняются ГСУ СКР по ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). По версии следствия, руководителями структур аэропортового комплекса, обеспечивающими предоставление пассажирам транспортных услуг, была необоснованно упрощена процедура досмотра посетителей Домодедово, что позволило террористу-смертнику Магомеду Евлоеву в январе 2011 года беспрепятственно попасть в здание аэровокзала и привести в действие бомбу. В результате самоподрыва террориста 37 человек погибли, еще более 170 получили ранения различной степени тяжести.
8 февраля господа Данилов, Некрасов и Тришина были задержаны, следователь предъявил им обвинение, а затем СКР обратился в Басманный райсуд, который их арестовал. В свою очередь, надзорный орган, изучив материалы дела, установил, что причинно-следственные связи между действиями фигурантов дела и наступившими последствиями в виде гибели людей "следователем не добыты", в связи с чем предъявление им обвинения в тяжком преступлении "является незаконным". Более того, отмечается в требованиях господина Малиновского, сам Следственный комитет, расследуя дело о теракте, совершенном Магомедом Евлоевым, установил, что гибель и ранения людей стали результатом именно его действий. "Данная правовая позиция", отмечается в требованиях заместителя генпрокурора, была "отражена" в постановлениях Басманного и Пресненского райсудов, а также в определении Мосгорсуда, отказавших пострадавшей в теракте Елене Криволуцкой и ее представителям в признании за ними права на компенсацию морального и материального вреда за счет структур аэропорта Домодедово, в которых работали обвиняемые, по ст. 238 УК РФ. Коммерческие структуры, признали три суда, не имели никакого отношения к гибели и травмированию людей.
Между тем, отмечает заместитель генпрокурора Малиновский, "необоснованное" предъявление обвинений "повлекло" незаконные аресты фигурантов дела об оказании услуг. При этом он обращает внимание Александра Бастрыкина, что первое требование, направленное в его адрес, в установленный срок рассмотрено не было. Более того, после этого обращения 18 февраля был задержан и опять-таки, как считает заместитель генпрокурора, незаконно обвинен владелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик. Его, напомним, Басманный райсуд определил под домашний арест.
Во втором обращении к председателю СКР господин Малиновский потребовал отменить постановления о предъявлении обвинений фигурантам уголовного дела и освободить их из-под стражи. А в третьем — вообще прекратить их уголовное преследование за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ.
Обосновывая свое требование, заместитель генпрокурора сообщил, что в соответствии с законодательством субъекты, оказывающие транспортные услуги (к ним относятся коммерческие структуры Домодедово), обязаны обеспечивать безопасность движения и эксплуатации транспорта, то есть защищенность получателей транспортных услуг от угроз, связанных с функционированием транспорта, но не защищать их от "актов несанкционированного вмешательства". Возможные нарушения транспортной безопасности, отмечает заместитель генпрокурора, были в полном объеме изучены СКР в рамках уголовного дела по соответствующей ст. 263.1 УК РФ, которое сам же комитет прекратил за отсутствием состава преступления. Потерпевшими же по уголовному делу об оказании транспортных услуг, не отвечающих требованиям безопасности, отметил заместитель руководителя надзорного ведомства, могут быть только лица, которым оказываются транспортные услуги — пассажиры, грузоотправители или получатели грузов. То есть те, кто состоит в гражданско-правовых отношениях с лицами, оказывающими данные услуги. Получатели авиационных транспортных услуг, считает заместитель генпрокурора, должны быть персонифицированы, то есть иметь, например, билеты. А из материалов уголовного дела следует, что никто из таких граждан от теракта не пострадал.
В соответствии с законом о прокуратуре требования прокурора "подлежат безусловному исполнению", однако заставить руководителя СКР прекратить уголовное дело надзорное ведомство в силу особенностей законодательства не может. Более того, в апреле 2015 года, когда было возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ, надзорное ведомство не воспользовалось своим правом отменить соответствующее постановление следователя, фактически признав, что расследование в части услуг, не отвечающих требованиям безопасности в Домодедово, является законным.
В СКР вчера от комментариев воздержались. Ранее в комитете называли уголовное преследование господина Каменщика и его подчиненных обоснованным. Отметим, что эту позицию вчера поддержал Мосгорсуд, отказавшийся освободить обвиняемых по требованию защиты и Генпрокуратуры.