Как стало известно "Ъ", госкорпорация "Роскосмос" отказалась забирать освобождающиеся мощности Федерального агентства по специальному строительству (Спецстрой). После анализа экономического состояния подразделений Спецстроя руководство госкорпорации решило, что выгоднее и надежнее нанимать строителей на стороне, а не создавать внутри "Роскосмоса" отдельное подразделение. Впрочем, для строительства особо сложных технических сооружений, к которым относятся стартовые сооружения космодрома Восточный, "Роскосмосу" все равно придется прибегать к услугам предприятий, ранее находившихся в ведении Спецстроя.
Первая информация об интересе "Роскосмоса" к активам Спецстроя появилась в декабре 2016 года. Тогда глава госкорпорации Игорь Комаров рассказал "Ъ", что "если в результате ликвидации агентства возникнут мощности, которые могли бы быть использованы на космодроме Восточный, то подумаем над тем, чтобы взять их под свое крыло" (см. "Ъ" от 19 декабря). По словам отраслевых источников "Ъ", в "Роскосмосе" проработали несколько возможных сценариев включения подразделений Спецстроя (например, подчинение активов департаменту строительства), но в итоге от этой идеи решили отказаться. В "Роскосмосе" "Ъ" сообщили, что провели подробный экономический анализ подразделений Спецстроя, который показал нецелесообразность их переподчинения "Роскосмосу": "Для продолжения строительства космодрома Восточный будут привлекаться крупные компании на общих основаниях через конкурсные процедуры".
Основным претендентом на вхождение в состав "Роскосмоса" считался ФГУП "Дальспецстрой", который был задействован в возведении объектов первой очереди Восточного (Амурская область). Этой работой он де-юре занимался с 2009 года, когда агентство было определено единственным исполнителем работ по строительству космодрома. Конфликт заказчика и подрядчика возник практически сразу, однако особо проявился в 2012-2013 годах: "Роскосмос" обвинял "Дальспецстрой" в недостаточном количестве рабочих на объектах, а в ответ строители выдвигали претензии, касающиеся отсутствия проектной документации. Позиции космического ведомства поддерживали и в правительстве: вице-премьер Дмитрий Рогозин постоянно критиковал "Дальспецстрой" из-за низкой финансовой дисциплины, недостаточной мобилизации ресурсов и невыполнения его поручений. В итоге действия строителей привели к серьезному отставанию от графика, ставшему основным поводом для вынужденного переноса первого в истории пуска ракеты "Союз-2.1а" с Восточного.
Несмотря на то что "Дальспецстрой" являлся одним из крупнейших ФГУПов строительного агентства, к его работе постоянно предъявлялись претензии. В Белом доме и Генпрокуратуре РФ подчеркивали, что существующая на Восточном система субподряда (порядка 150 различных компаний) приводила к коррупции. Возникали у проверяющих вопросы по целевому расходованию средств, поскольку "Дальспецстрой" получал миллиардные авансы на возведение объектов, но так по ним и не отчитывался: на конец 2016 года сумма неотработанных авансов составляла примерно 30 млрд руб. Для завершения всех 11 объектов первой очереди Восточного денег "Дальспецстрою" все равно не хватило, поэтому работы по стартовому и техническому комплексу в 2016 году завершены так и не были.
Были проблемы и с руководством. В период 2013-2014 годов у "Дальспецстроя" сменилось три начальника: Юрий Хризман был уволен, после того как следствие предъявило ему обвинение в хищении средств (Дальневосточный окружной военный суд продлил вчера ему срок домашнего ареста до 12 июля), а Дмитрий Савин — после того как устроил свою жену на предприятие, установив ей оклад в 800 тыс. руб. в месяц. Пришедший на их место Юрий Волкодав пока остается при должности, однако ему в вину чиновники правительства ставили невнимание к задолженностям субподрядчиков перед рабочими, бастовавшими прямо на стройке и даже писавшими на своих бытовках: "Путин, помоги!"
По мнению руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, решение "Роскосмоса" логично: "Госкорпорация хочет подобрать себе подрядчиков, которые бы ее устраивали, поскольку "Дальспецстрой" очень плохо себя показал на стройке Восточного". По его мнению, держать у себя на балансе такой актив "просто опасно и невыгодно" для "Роскосмоса", поэтому более разумный подход — поиск подрядчика на стороне. Впрочем, часть работ после ликвидации Спецстроя все равно придется делать некоторым его подразделениям: компании, имеющей опыт возведения стартовых столов для ракет, на рынке просто нет.