На годовом собрании акционеров Роснефти был представлен классический набор маргинальных типажей миноритариев: яркие и, надо заметить, постоянно присутствующие на собрании персонажи. Здесь и сторонница мирового заговора, и поэтесса, и борец за права из Туапсе, и инноватор с предложением нарастить нефтеотдачу. Однако в этом году набор персонажей обогатился. Некий Олег Кленов, заранее записавшийся выступить на собрании, пожаловался, что ему отказали в запрашиваемой информации по сделкам компании, и сделал вывод, что в «Роснефти» не соблюдают права миноритарных акционеров.
В ответах на вопросы глава «Роснефти» Игорь Сечин
заметил, что права миноритариев отличаются от прав мажоритарных акционеров по причине разной степени финансовой ответственности и финансового вклада в акционерный капитал компании, а тот объем информации, который запрашивал акционер, соответствует, как минимум, блокирующему пакету в 25%. При этом господин Кленов, по словам Сечина, только 18 февраля приобрел 10 акций компании, а уже в марте от него был получен запрос на солидный объем информации о сделках, причем относящихся к предыдущему периоду. Эти обстоятельства вызывают очевидные подозрения, что целью миноритария было получение информации в пользу третьей стороны. Приобретение акций с целью выкачивания информации, либо с целью шантажа и вымогательства – явление хорошо известное и широко распространенное в мировой практике. Последнее называется Greenmail. Был такой известный в 90-годы авантюрист Кеннет Дарт, который приобрел славу, скупив долговые бумаги одного из латиноамериканских государств, а затем атаковал целую страну. Да и наш Алексей Навальный, по всей видимости, начинал простым гринмейлнером до того как он стал «борцом с кровавым режимом». Судя по всему, к этому же типу «акционеров» принадлежит и Олег Кленов.
Действительно, в феврале он приобрел 10 акций «Роснефти» (их примерная стоимость - 3000 рублей). Причем, как стало известно, в тот же день он приобрел 10 акций Сбербанка России и 100 акций «Сургутнефтегаза». С первым запросом в «Роснефть» Кленов обратился уже 14 марта, а через месяц, получив отказ от компании предоставить информацию в требуемом им объеме, обратился в Арбитражный суд (предварительное заседание суда прошло как раз14 июня).
Сам по себе Кленов представляет собой довольно понятный типаж, похоже что он официально временно не работает, играет на тотализаторах в букмекерских конторах, а в своем время трудился в различных медийных структурах, подконтрольных Владимиру Гусинскому и Михаилу Ходорковскому, а вот его легальная деятельность - это перепродажа прав на медийные продукты, что служит поводом для постоянного контакта с различными белорусскими и украинскими структурами, а также с известными представителями радикально оппозиционных изданий. В частности устойчивым партнером Кленова является небезызвестная Евгения Альбац, главред The New Times, чья общественная и издательская деятельность финансируется структурами Ходорковского. Парадоксально, но именно Ходорковский был первой жертвой Greenmailа в России (атаковал его как раз Кеннет Дарт), и вот теперь, похоже, роли поменялись на противоположные.