Роман Ротенберг, сын участника списка Forbes Бориса Ротенберга, собирается купить «Швейно-печатное производство Росспорт», выпускающее спортивную форму и сувениры. «Сделка находится в финальной стадии», — сообщил Forbes сам Роман Ротенберг. Генеральный директор и совладелец фабрики Алексей Зуев подтвердил эту информацию.
Сумму сделки ни Ротенберг, ни Зуев не раскрывают. Зуев подтвердил данные СПАРК, что в 2013 году выручка компании составила 83,8 млн рублей, а прибыль — 2,3 млн рублей. В прошлом году, говорит он, финансовые показатели остались «примерно на том же уровне».
«ШПП Росспорт» создали в 2004 году два спортивных менеджера: Зуев, проработавший до этого много лет в футбольном и баскетбольном ЦСКА, и Иван Дымов, бывший сотрудник российского экипировочного центра Adidas. В подмосковном Дедовске они арендовали 20 кв. м, на которых начали осваивать технологию печати на текстиле. Через год открыли там же швейный и вышивальный цеха, а также офис в Лужниках. Сейчас у компании две фабрики общей площадью 3500 кв. м — в Дедовске и Костроме, — на которых они могут шить форму для любых видов спорта и наносить символику на готовую экипировку.
Кроме экипировки, «ШПП Росспорт» выпускает сувенирную продукцию — бейсболки, шарфы, вымпелы — и наносит принты для всех спортивных клубов в стране, рассказывает Зуев. Например, у ФК «Спартак» контракт с [техническим спонсором] Nike, но экипировка приходит «почти пустая», то есть без фамилий и номеров игроков, логотипов спонсоров, и «ШПП Росспорт» по контракту с клубом согласовывает дизайн, наносит логотипы, выполняет принты. Клубов-заказчиков у них больше тысячи.
По словам Зуева, у компании немало конкурентов, но в отличие от «ШПП Росспорт», работающего со всеми видами спорта, они специализированы: «Луч» — в хоккее, «СпортЭкип» — в баскетболе, «Фанспорт» — в футболе… И еще, в отличие от конкурентов, которые работают под собственными брендами, «ШПП Росспорт» выпускает продукцию no name, рассказывает гендиректор. Поэтому им доверяют и Nike, и Adidas. Они уверены, что фабрика не раскроет секреты их дизайна и технологии, а также не будет прямым конкурентом на рынке экипировки. Осенью компания начнет брендировать волейбольную форму японской Mizuno, в которой играет сборная России.
Роман Ротенберг, занимающий несколько высоких позиций в хоккейной иерархии — вице-президент Федерации хоккея России, член совета директоров Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) и вице-президент петербургского СКА, — начал присматриваться к компании в 2014 году. Тогда, по словам Зуева, они выполнили срочный заказ СКА, и Ротенбергу понравилось качество и своевременность исполнения.
Вскоре после этого, вспоминает генеральный директор, Ротенберг позвонил, а, когда они встретились, предложил сделку.
Роман Ротенберг начал интересоваться спортивным бизнесом еще в 2011 году, когда создавал сеть магазинов спортивного питания Vitawin. Поначалу предполагалось, что основными покупателями могут стать клубы КХЛ, но затем, по его словам, стало понятно, что эффективнее работать в розницу. Сейчас в сеть входят 68 магазинов по всей стране.
После перехода вице-президентом по маркетингу в СКА, который незадолго до того возглавил Геннадий Тимченко, Ротенберг начал развивать магазины клуба Hockey Club. Их снабжение частично обеспечивала его компания «Спортконцепт», которая заказывала товары в Китае и в Турции, а также у одной из крупнейших на рынке компаний Atributika & Club Евгения Ларикова (согласно СПАРК, выручка за 2013 год составила 197 млн рублей, чистая прибыль — 22 млн рублей). «Atributika — тоже наш конкурент по направлению сувенирной продукции, — говорит Зуев, — но после покупки фабрики «Спортконцептом» мы ставим задачу потеснить Atributika в этом сегменте». В любом случае Ротенберг сможет отказаться по крайней мере от импорта.
Завкафедрой спортивного маркетинга университета «Синергия» Андрей Малыгин оценивает российский рынок спортивных товаров «от $5 млрд в розничных ценах».
При этом до 80% рынка — это товары для массовой спортивной аудитории. Специалисты, объясняет он, делят игроков этого рынка на четыре группы: владельцев брендов, вроде Adidas; b2b фабрики, которые принимают заказы от владельцев брендов; дистрибуторов и ритейлеров.
Исходя из этой квалификации, после покупки «ШПП Росспорт» Ротенберг сможет соединить возможности своей фабрики, дистрибуции и ритейла, серьезно экономя на операционных затратах. Для выстраивания вертикально интегрированной группы ему пока будет не хватать только собственного бренда.