Мнение эксперта о «замене Telegram» мессенджере Chattti, который оказался российским и связан с Кремлем:
«Когда Chattti заявляет о себе как о «самом анонимном средстве общения» — без регистрации по номеру телефона или e-mail, без серверного хранения, с P2P-соединениями и полностью сквозным шифрованием — создается впечатление, что это мечта, наконец реализованная для тех, кто устал от слежки и контроля.
Но стоит присмотреться ближе — и мечта превращается в вопрос, туманящий позитивный образ.
Android-версия Chattti при установке требует почти полный доступ к устройству: геолокация, файлы, управление камерой и микрофоном без уведомления, фоновая работа и даже возможность перехвата экрана. Это звучит как откровенное противоречие мессенджера, рекламирующего себя как «без лишних разрешений».
Еще больше смущает биография основателя. Феликс Ваховский, стоящий за проектом, связан с советником президента Кобяковым и российской компанией ООО «Глобал Телеком». Данная компания обязана сотрудничать в рамках российского законодательства с государственными структурами — включая силовые ведомства. Ведь если продукт представляет себя, как независимый и антивластный, связь его создателя с подобными лицами и организациями — мягко говоря, настораживает.
ООО «Глобал Телеком», также именуемый V-Tell, предоставляет корпоративные решения для SMS, Viber и других каналов внутри России . Если F-Tell и V-Tell имеют платформенную или административную связь, это может означать, что инфраструктура Chattti опосредованно связана с российскими коммуникационными сетями — несмотря на обещания о P2P-сообщениях без посредников.
Помимо этого, даже при заявленной P2P-схеме, сообщения могут оказаться временно сохраненными на сервере — пусть и зашифрованными, но все же посредник присутствует, и об этом прямо говорится на сайте chattti.com. А если политика конфиденциальности не соблюдает нормы GDPR, европейские пользователи фактически остаются без юридической защиты.
Самое тревожное — отсутствие прозрачности в принципах безопасности: нет ни независимых аудитов, ни технической документации. Все, что остается пользователю — просто верить на слово. А тут технические разрешения выглядят чрезмерными, биография основателя вызывает вопросы, а юридические и платформенные связи ведут к структурам, которые связаны с государственными коммуникационными сервисами»
***
ВЧК-ОГПУ стало известно об аресте чемпиона мира по тхэквондо Эмина Четинбага в Москве. По версии следствия, спортсмен выступал в роли наводчика — втирался в доверие к молодым людям, которые занимаются криптовалютой и процессингом, а затем «сдавал» их подельникам, среди которых трое сотрудников МВД.
Согласно материалам, все участники ОПГ — молодые люди, большинство из которых жили в одном столичном районе Северное Бутово. Потерпевшие знакомы с костяком банды через несколько рукопожатий, а Четинбаг «навел»подельников даже на своих знакомых. После встреч с ним «криптанов» задерживали настоящие полицейские и под предлогом непривлечения к ответственности опустошали их электронные кошельки.
Руководил структурой Кирилл Мамаев. Он определял стратегию, подбирал исполнителей, искал жертв и распределял роли. В его задачи входила координация действий и последующее распределение полученных средств.
Отдельная роль отводилась Эмину Четинбагу — мастеру спорта международного класса и чемпиону мира по тхэквондо. Он выходил на потерпевших, назначал встречи, проверял обстановку и сообщал информацию другим участникам.
Финансовая часть концентрировалась у Зелимхана Вышегурова. Он отвечал за переводы, обналичивание и распределение средств. Именно через него похищенная криптовалюта конвертировалась в наличные в одном из обменников «Москва-Сити» и доходила до участников. Он же вместе с действующими полицейскими участвовал в «задержаниях» потерпевших.
Силовой блок составляли сотрудники линейного отдела МВД на станции Москва-Киевская капитан Руслан Ризаев, лейтенант Астемир Шаов и младший сержант Анвар Кункаев. Полицейские применяли служебные удостоверения, объявляли задержание и имитировали проведение оперативных мероприятий. Некоторые из них, по словам потерпевших, представлялись сотрудниками ФСБ.
Оперативники внушали своим жертвам, что против них будут возбуждены уголовные дела по тяжким статьям, включая «финансирование терроризма». Под этим давлением у людей изымали телефоны, проверяли счета на биржах и требовали немедленного перевода цифровых активов в обмен на свободу.
Первый известный эпизод «гоп-стопа» случился в феврале 2025 года. В торговом центре «Коламбус» в Москве в компьютерном клубе «Колизеум» находился двадцатилетний криптотрейдер Кирилл Медведев. Его вывели из помещения, посадили в автомобиль BMW и забрали у него более 25 тысяч USDT (валюта эквивалентная доллару).
Весной 2025 года группа повторила схему. Двух знакомых Эмина Четинбага криптовалютчиков Ивана Ивановского и Льва Думинику ждали у выхода из кальянной. Несколько часов их катали по Москве, а потом забрали порядка 15 тысяч долларов в криптовалюте.
Недавно прошли первые задержания. Силовики вычислили преступников по камерам и номерам машин — они были оформлены на родственников налетчиков. Трех фигурантов объявили в розыск: речь о Мамаеве, Вышегурове и Четинбаге.
Последний был арестован Зюзинским судом Москвы в минувшую пятницу. Мать чемпиона в разговоре с ВЧК-ОГПУ сообщила, что Эмин якобы оказался не в то время не в том месте, и «просто был рядом».
Действия фигурантов квалифицированы, как мошенничество в особо крупном размере, совершенное организованной группой, а также превышение должностных полномочий с применением угроз.
***
Как стало известно ВЧК-ОГПУ, часть эпизодов уголовного дела бывшего сотрудника управления К ФСБ Александра Киреева (был прикомандирован к СКР в качестве замглавы службы безопасности, приговорен в июне к 20 годам за гигантскую взятку от владельцев компании «Мерлион») была выделена в отдельное производство и возвращена генпрокурору Игорю Краснову для устранения препятствий рассмотрения судом. Речь идет о мошенничестве в особо крупном размере и покушении на мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ), где потерпевшим является бизнесмен Константин Пономарев, прославившийся в свое время многомиллиардными тяжбами с IKEA.
Как выяснилось в ходе судебного процесса, у Киреева и Пономарева был один и тот же адвокат – Андрей Смецкой. Квалификационная комиссия адвокатской палаты Москвы в ходе дисциплинарного производства в отношении защитника пришла к выводу, что интересы его нового доверителя Киреева противоречат интересам его бывшего доверителя Пономарева. Смецкой, узнав об этом факте еще на стадии предварительного следствия не позднее июня 2023 года, не вышел из уголовного дела. Несмотря на это, совет адвокатской палаты столицы дисциплинарное производство прекратил, так как не нашел нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре со стороны Смецкого.
По данному уголовному делу Смецкой действительно не оказывал юридических услуг Пономареву – адвокат защищал его несколько лет назад по делу об организации заведомо ложного доноса (ч. 3 ст. 33 и ч. 3. ст. 306 УК РФ). Вместе с тем суд пришел к выводу о нарушении в досудебной стадии прав и законных интересов указанных участников уголовного судопроизводства. «Допущенное в досудебной стадии нарушение закона свидетельствует о том, что обвинительное заключение по делу в отношении Киреева в части эпизодов преступной деятельности в отношении потерпевшего Пономарева составлено с нарушением требований УПК РФ, что исключает возможность постановления приговора в отношении указанного подсудимого или вынесения иного решения на его основе», — говорится в постановлении.
По версии следствия, вместе с Киреевым деньги у Пономарева вымогал сотрудник ФСБ РФ Алексей Сильверстов, прикомандированный в качестве старшего помощника руководителя в ГСУ СКР РФ по Московской области. Потерпевшего же сейчас самого судят в Тверском суде Москвы, обвиняя в хищении у обанкротившегося Лесбанка 38 векселей ведущих российских банков общей стоимостью свыше 1 млрд руб.
***
Как рассказал источник ВЧК-ОГПУ, в Амурской области ситуация с потоком контрафактного алкоголя в регион стала обостряться примерное в 2013 году. Тогда в Приамурье начался большой паводок и решением губернатора региона был введен запрет на продажу алкоголя после 21.00 вечера до 11.00 утра. Дальше пошли ограничения на его продажу в сельских населенных пунктах, повышение стоимости акцизов, установление минимальных размеров торговых площадей, сложности с получением лицензии и т. п. Где-то народ стал возвращаться к самогоноварению, ну а азербайджанцы, после долгого перерыва, вернулись к поставкам спирта и контрафактного алкоголя.
Уголовное законодательство в этой сфере построено таким образом, что в рамках оперативно-розыскной деятельности было невозможно проводить ОРМ "проверочная закупка" так как в целом продукция не отнесена к перечню запрещенных к свободному обороту. Ответственность за незаконный оборот не велика, а рынок сбыта и доходы существенны. Компетенция по пресечению и раскрытию преступлений в этой сфере ложилась на органы внутренних дел.
МВД изображало активную деятельность, что-то даже изымалось из оборота. Об этом даже писали местные СМИ, но на этим все и ограничивалось. Уголовные дела не возбуждались, а изъятый алкоголь чудесным образом возвращался в руки продавцов.
Одним из основных поставщиков алкоголя в Приамурье стал Этибор Рагимов. После долгого отсутствия он приехал в Амурскую область из Москвы к брату и обнаружил для себя не занятую нишу. Контакты с поставщиками были налажены. Нужно было выстроить работу с правоохранителями. На удачу ему удалось познакомиться с молодой девушкой, которая оказалась сестрой одного из сотрудников местного ОБЭП Дмитрия Скурихина. Совместные мероприятия, небольшие подарки, передача в пользование авто достаточно сблизили Рагимова не только со Скурихиным, но и с руководством Межмуниципального отдела МВД в целом. Бизнес пошел в гору.
Но в 2016 году сотрудники УФСБ при поддержке областного УБЭПиПК Рагимова задерживают. Пока он находится в СИЗО продукцию, изъятую при задержании и не переданную соответствующим образом на отвественное хранение, при покровительстве Скурихина и его руководителей Ивана Буздык и Дмитрия Гонжи расстасаивают по гаражам.
В итоге, при вынесении обвинительного заключения Рагимова удалось вменить незаконный оборот лишь 1200 бутылок алкоголя. Его приговаривают к судебному штрафу в размере 300 тысяч рублей.
Расследование этого уголовного дела внесло коррективы в деятельность Рагимова и дало возможность для новых "нужных" знакомств. Одним из таких новых друзей стал опер областного УБЭП и ПК Андрей Дубина, сопровождавший уголовное дело.
Дружбы развивалась стремительно. В 2018 году Рагимов "помог" задержать своего земляка-конкурента Фариза Байрамова. Задерживались поставляемые в область контейнеры с алкоголем, которые не доходили до покупателя. Рагимов восстанавливался, а Дубина начал богатеть.
В 2021 году вновь задерживают Рагимова, который пытаясь избежать уголовного преследования скрывается в Азербайджане. Осенью 2021 года в полном составе задерживают отдел по контролю за потребительским рынком областного УБЭП, но Дубину, давшего показание на своих коллег отпускают. Он становится у руля отдела и лучшим другом отдела "М" УФСБ. Его иностранный друг возвращается. Рагимова снова привлекают к судебному штрафу. Реализация оперативных материалов по данному направлению уходит на нет. Цена на акцизы растет. Режим реализации легального алкоголя в местах продажи усиливается. Закрываются рюмочные, магазины-бары, точки продаж в жилых домах. Вводятся ограничения на продажу алкоголя в отдельные праздники.
Таким образом создаются уникальные возможности для реализации алкоголя из под полы. В регион продолжается литься поток контрафактного алкоголя. Рагимова никто до сих пор не задерживает. Его деятельность не пресекается
***
Как уже рассказывал ВЧК-ОГПУ, в ПАО «Мосэнерго» схемы распила подрядных договоров и закупок в рамках инвестиционной программы и финансовые потоки контролирует Фейзулин Дамира Загидович (экс-сотрудник ОРБ №7 ДЭБ МВД РФ). Это близкий друг и партнер зам по безопасности Московской объединенной энергетической компании, бывшего силовика Заурбека Джамбулатова.
У Фейзулина тоже есть друг и партнер - Якубук Андрей Степанович, который очень любит поездки в Беларусь в охотохозяйство Дамира.
По словам источника, Фейзулин крайне богатый человек,он постоянно балует своих любовниц квартирами и машинами на деньги, которые получены в МОСЭНЕРГО, где по сей день трудиться Дамир. У Якубука есть свой бизнес по горнодобывающей тематике, вкотором сейчас начались большие проблемы, в связи с интересом налоговых органов.
Фейзулирн очень любит делиться о том, что у него большие связи среди силовиков и как он может быстро решить любой вопрос,особенно в ЗАО Москвы, где начальник полиции его близкий друг - Маслов Денис Николаевич.
Источник ВЧК-ОГПУ рассказал, что Якубук раздает задания своему помощнику который в свою очередь занимается моральным уничтожением людей, если таковые ему не нравятся или не находят способ договориться выгодно, у людей начинаются проблемы вплоть до возбуждения уголовного дела