Проект Solwara 1, стартовавший ещё в 2006 году с участием компании Nautilus Minerals, в который Усманов инвестировал, получив 21% акций, был задуман как первый в мире промышленный проект по добыче меди и золота с морского дна. Месторождение находится на глубине 1600 метров, примерно в 30 км от побережья острова Новая Ирландия. После Nautilus Minerals обанкротилась, и ее права на месторождения перешли DSMF.
Управление минеральных ресурсов Папуа — Новой Гвинеи (MRA) в своё время одобрило добычу 200 тонн руды, но лишь для теста. Однако, как сообщает Scientific American, экипаж MV Coco складировал на морском дне до 600 тонн руды с каждого из четырёх участков — в три раза больше разрешённого объёма с целью увеличить эффективность добычи.
По словам местных юристов, ни 25-летнее экологическое разрешение, выданное Nautilus, ни последующая лицензия от MRA на разработку Solwara 1 так и не были обнародованы, несмотря на конституционные требования о прозрачности. По утверждению главы MRA Джерри Гарри, сотрудники агентства не присутствовали на борту Coco, как это предписано регламентом, и он сам не был осведомлён о присутствии судна в Бисмарковом море. DSMF обвиняют в отсутствии актуального экологического заключения, плана управления рисками и стратегии реагирования на чрезвычайные ситуации. Это создаёт угрозу для прибрежных жителей, зависящих от морских ресурсов. Компания также подозревается в попытке использовать устаревшие документы, несмотря на применение другой технологии добычи.
Компания DSMF связана с фигурантами громких незаконных дел. Её CEO Кристофер Джординсон ранее получил два года тюрьмы за инсайдерскую торговлю. Сооснователь компании Матиас Боллигер был лишён права занимать руководящие посты на острове Мэн. В числе акционеров — Усманов и оманский миллиардер Мохаммед Аль Барвани, владелец MB Holding. Аль Барвани также замешан в скандалах: его дочерняя компания Mawarid Mining владеет 85% Namibian Marine Phosphate, получившей спорное разрешение на добычу у берегов Намибии без должного экологического обследования. В 2022 году нидерландская прокуратура оштрафовала его судоверфь Oceanco за использование нелегального мьянманского тика при строительстве яхты для Джеффа Безоса. Аль Барвани также фигурировал в мошеннической схеме с акциями Jammin’ Java.
По данным японского исследования, проведённого после шестичасовой тестовой добычи на аналогичной глубине в северной части Тихого океана, популяции мелких морских организмов восстанавливаются в течение года, тогда как более крупные остаются в угнетённом состоянии более трёх лет. В случае с Coco речь идёт о месяцах непрерывной работы. Лиза Левин, профессор биологической океанографии из Института Скриппса, поставила под сомнение заявление DSMF о восстановлении биоразнообразия через три года после завершения добычи: «Это невозможно, если химический состав, морфология и температура дна не будут идентичны исходным условиям». Некоторые виды, по её словам, могут исчезнуть навсегда. «Те, кто хочет добывать ресурсы со дна океана, должны быть готовы пожертвовать уникальными экосистемами», — отмечает учёная.
Представитель движения Alliance of Solwara Warriors Джонатан Месулам заявил: «Мы, хранители архипелага Бисмарка, более десяти лет боремся с глубоководной добычей. Мы требуем от правительства немедленно аннулировать лицензию DSMF и прекратить выдачу любых разрешений на добычу со дна моря». В 2023 году судно MV Coco стало объектом масштабной международной акции Greenpeace. Более 200 часов активисты использовали каяки и поднимались на борт, чтобы привлечь внимание к ее деятельности.