Досталось на Овсяное
И кто сказал, что российские пенсионеры плохо живут! Некоторые – очень даже недурно. Взять, например, Людмилу Мурову. Восьмой десяток, а она не только продолжает возглавлять попечительский совет Федерации керлинга России, но и внезапно выбилась в число богатейших женщин страны, скупив сразу несколько крупных компаний. Все последние годы женщина жила на скромную гос-пенсию и ведь накопила. А то, что ее супруг Евгений Муров до прошлого года возглавлял Федеральную службу охраны, щедро раздающую госконтракты, наверное, совпадение.
В октябре «Форбс» написал, что Людмила Мурова стала совладелицей одной из крупнейших медицинских компаний страны – Единого медицинского центра, который только в прошлом году принес 1,3 млрд рублей чистой прибыли, практически подмяв под себя в Петербурге рынок выдачи казенных справок для МВД и ФМС. Прежде эта фирма принадлежала арестованному питерскому бизнесмену Дмитрию Михальченко, чьи структуры при Евгении Мурове активно сотрудничали с ФСО.
Но это не единственный актив Михальченко, который перешел к Муровой. Есть и другие. Да что активы. Даже дача теневого олигарха в поселке Овсяное, как выяснил «Собеседник», тоже перешла под контроль бывшего силовика. Сейчас и это поместье с джакузи на берегу Нахимовского озера, и ближайшая инфраструктура (включая огромный оздоровительный комплекс) оформлены на экс-компанию Михальченко «Сторент». Одной половиной фирмы владеет Людмила Мурова, другой – бывший сослуживец ее мужа по КГБ Николай Негодов.
Порт для «Владимира»
Той же Муровой сегодня принадлежит и доля в ООО «Управление имуществом «Завод «Измерон». «Сегодня «Измерон», – сказано на сайте завода, – один из технологических лидеров в России на рынке внутрискважинного оборудования для нефтегазовой отрасли». Здесь даже «Газпром проектирование» недвижимость арендует.
Но самый лакомый актив, который перешел от арестованного бизнесмена к пенсионерке – это компания «Феникс», достраивающая в Петербурге грузовой порт Бронка. Уставной капитал «Феникса» – около 11 млрд рублей, на балансе к началу этого года было на 10 млрд больше. Половина этого имущества принадлежит все той же Муровой. Правда, все акции компании и часть недвижимости пока находятся в залоге у Сбербанка (под кредит, который Михальченко, еще будучи на свободе, брал для строительства Бронки), так что сейчас морская гавань работает лишь вполсилы. Зато среди грузовых судов есть уже и постоянные клиенты. К примеру, дважды в месяц в Бронку причаливает контейнеровоз «Владимир», плавающий под гордым кипрским флагом.
Формально Дмитрия Михальченко арестовали за контрабанду алкоголя, но сам он связывает свое уголовное дело именно с борьбой за контроль над этим портом. Сегодня компании Людмилы Муровой, включая «Бронка Групп», возглавляет ее 22-летний внук Никита. Еще пять лет назад этот молодой человек не смог пройти вступительный конкурс на юрфак в СПбГУ, поступив туда только по квоте силовиков, и вдруг – такой взлет. «Собеседник» поинтересовался у начинающего топ-менеджера: «Смена собственника порта – это победа над рейдерами или поражение от них?» Но ответа так и не получил. Не исключено, что все-таки победа. Фамилия Муровой как совладелицы не только бизнеса, но и поместья арестованного бизнесмена – отличная гарантия защиты от лишних нападок со стороны.
Тихий «Форум»
Зато попытка взять комментарий непосредственно в порту Бронка обернулась неожиданным откровением.
– Как таковой пресс-службы у порта нет. Она находится в нашем материнском холдинге, – пояснил главный специалист отдела маркетинга «Феникса» Андрей Новиков. И добавил: – Это холдинговая компания «Форум».
Интересные дела. Если «Феникс» формально перешел к Муровым, то ХК «Форум» официально все еще остается за людьми Михальченко. Или от нас что-то скрывают и все остальное его имущество (и весь «Измерон», и целый квартал на улице Красного Текстильщика в Питере, и местная сеть ресторанов) тоже у Муровых под каблуком? Звоню по тому номеру телефона, который продиктовал Новиков, и попадаю действительно в «Форум».
– Нет, наши структуры не связаны никак, – сообщила представитель холдинга Эльмира Мамедова.
– А почему тогда меня к вам переадресовали?
– Потому что я хороший человек и могу на ваши вопросы ответить.
Ознакомившись с десятком вопросов, которые включали уже известную читателям «Собеседника» информацию, Мамедова ответила:
– Такое впечатление, что вы знаете больше меня.
Она попросила дать время для более подробного комментария, чтобы читатели «Собеседника» узнали, успел ли переехать экс-глава ФСО в Овсяное, кому принадлежит теперь вся холдинговая компания «Форум», а также на каких условиях и за какие деньги Людмиле Муровой достался питерский бизнес Михальченко.
Откуда деньжата?
А что, если финансовый взлет пенсионеров Муровых связан с их сыном Андреем, который решил подкинуть родителям на старость? Маловероятно. Конечно, Андрей Муров – менеджер известный, одно время даже возглавлял аэропорт Пулково и до сих пор числится директором вертодрома Валдай в резиденции президента. Сегодня он руководит правлением ФСК ЕЭС, но по открытой декларации, которую Андрей Евгеньевич подавал в 2014 году, его годовой доход недотянул и до 68 млн рублей. Прилично, но для покупки порта явно маловато. Скорее это родители помогали сыну материально. Во всяком случае, оформленный на имя Андрея Мурова особняк в рублевском поселке «Ландшафт» стоимостью более миллиарда рублей на Новый 2010 год ему подарила именно мама.
При этом сама Людмила Мурова без всяких формальных подарков оказалась собственницей сразу нескольких элитных квартир в Питере и Москве, только одну из которых (кстати, полученную от государства – в Даевом переулке) она в прошлом году переоформила на некую Галину Гениеву. Полная тезка Гениевой возглавляет ТСЖ «Каменноостровский, 56» в Санкт-Петербурге. Ее квартира в том элитном питерском доме прежде принадлежала экс-сенатору Андрею Молчанову, чья строительная «Группа ЛСР» при Мурове активно сотрудничала с ФСО. Кроме семьи Молчанова, в том же клубном особняке поселилась и полная тезка Ольги Григорьевой, дочери Александра Григорьева, бывшего сослуживца Путина и Мурова в питерских органах госбезопасности. Все для своих.
Досье
72-летний Евгений Муров, выходец из внешней разведки, в 90-е был в составе руководства ФСБ в Санкт-Петербурге, а после избрания Путина президентом в 2000 году возглавил Федеральную службу охраны. Уволен в прошлом году «по собственному желанию». Отставка последовала сразу после ареста питерского бизнесмена Дмитрия Михальченко, чьи фирмы получали сомнительные госконтракты от ФСО.