Жесткая посадка на старые грабли

Источник
Как авиакомпании выпадают с рынка и из внимания чиновников.
В этом году стало понятно, какой длины память у российских авиавластей — меньше двух лет. Ровно столько времени им понадобилось, чтобы забыть обо всех проблемах краха «Трансаэро» и за оживленными дискуссиями о нормах провоза ручной клади упустить предбанкротное состояние другого крупного перевозчика — «ВИМ-Авиа». И вот опять чиновники как мантру повторяют, что все меры приняты и «точно никогда не повторится». И снова хочется им поверить, тем более что на этот раз не обошлось без персональных наказаний. Но пока то, что сделано, не обещает прорывов.

«Сколько багажа я могу пронести с собой на борт или зарегистрировать?» — в минувшем году этот простой и в то же время неожиданный вопрос я, как авиационный автор, слышала чаще всего от коллег и друзей. Пару лет назад для ответа можно было даже не задумываться: правила оставались стандартными и едиными для всех. Но в этом году возникли варианты — на протяжении многих месяцев вся отрасль решала судьбу багажа и ручной клади, от которой напрямую зависит «доступность авиабилетов». Минтранс, Совет федерации, Росавиация, руководство авиакомпаний спорили о том, что можно проносить на борт дополнительно к ручной клади, забывая то лекарства, то ноутбуки, то фотоаппараты.

Безусловно, все это очень важные вопросы, что подтверждает и широкий общественный резонанс. Но за деталями отличий дамской сумочки от мужского дипломата чиновники не различили (будем все же надеяться, что неумышленно) «первый звоночек», предвещавший уход с рынка «ВИМ-Авиа» — она фактически сорвала начало летней чартерной программы. Но на задержки и отмены чартеров уже давно привыкли смотреть сквозь пальцы и чиновники, и даже пассажиры, к ежегодным сбоям «ВИМ-Авиа» в летний сезон тоже привыкли. Внимание других участников рынка отвлекло долгожданное возобновление роста перевозок и открытие Турции, да и многие на уход «ВИМ-Авиа» смотрели скорее благосклонно, поскольку интересовались рынком полетов в Китай, на котором она работала.

В результате, когда ситуация вокруг «ВИМ-Авиа» привлекла внимание, было уже слишком поздно. Очередная катастрофа на рынке подтвердила: финансовые проблемы авиакомпаний выходят на поверхность, только когда контрагенты не дают в долг, пассажиры не могут улететь, а руководители успевают выехать за границу. А также доказала полную несостоятельность того, что российские власти (в том числе после краха «Трансаэро») называли работающей системой финансово-экономического контроля перевозчиков. Даже в открытом публичном пространстве наблюдения за ее работой выглядят театром абсурда: летом 2016 года Росавиация сурово ограничивала полеты IFly (спустя год развозила пассажиров рухнувшей «ВИМ-Авиа») на фоне безнаказанных массовых задержек той же «ВИМ-Авиа».

Научит ли чему-то чиновников второй за два года крупный крах на авиарынке? Окажется ли теперь отрасль под реальным контролем — например, после того как осенью министр транспорта Максим Соколов получил от президента представление о неполном служебном соответствии?

Участники рынка скептичны: «В отдельных ситуациях, например связанных с урезанием чартерных программ, гайки будут закручиваться без сожалений, но вряд ли это добавит устойчивости компаниям». Одним из факторов риска авиаторы называют самое ожидаемое событие года — возвращение российских туристов и перевозчиков в Египет: «Здесь важно не увлечься пополнением парка самолетов и вдумчиво открывать чартеры».

Адекватного механизма финансового контроля не видит просто никто, в то время как финансовых проблем у авиакомпаний будет только прибавляться. Например, в 2017 году открыто рекордное число новых и реконструированных аэропортов — в Перми, Тюмени, Красноярске, Анапе, Ростове, продолжаются проекты модернизации в других городах. Цена аэропортовых услуг резко растет, чиновники разводят руками. Собственно, вариантов у отрасли остается немного, и главный из них — оставаться диким рынком, на котором выживает самый сильный и приспособленный, а за ошибки расплачиваются конкуренты и пассажиры. По крайней мере никто из владельцев или руководства рухнувших авиакомпаний еще никакой ответственности за это не понес.
Персоны Компании
Новогодний пролет: почему Росавиация сократила чартеры в праздничные дни
Росавиация рекомендовала авиакомпаниям сократить чартерные рейсы на новогодние праздники, чтобы пассажиры не застряли за границей, как это было с «ВИМ-Авиа». Туроператоры уверяют, что на проданных билетах это не отразится.
Каир может открыться для россиян с февраля
Россия и Египет возобновят полеты.
Вылет Нерадько со своего поста задерживается
Чиновник сохранил пост главы Росавиации, несмотря на козни главы Минтранса Максима Соколова.
Суровая кара для российских чиновников
За непостроенные на Дальнем Востоке 40 аэропортов Юрий Трутнев уволил двух стрелочников - заместителей главы Росавиации.
Керосин нынче дорог: S7 пожаловалась в ФАС РФ
Авиакомпания обвинила «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ в сговоре.
Россия посулила Египту атомную энергию, кредиты и туристов
В строительство АЭС в Египте Москва готова вложить до 21 миллиарда долларов.
Пропаже 64 миллиардов рублей нашли стрелочников
Юрий Трутнев сообщил об увольнениях после пропажи 64 миллиардов рублей для развития аэропортов на Дальнем Востоке.
Какие стадионы не успеют построить к чемпионату мира по футболу в России
Расходы на строительство стадионов составили 390 миллиардов рублей, что на 55 миллиардов рублей больше сметы 2015 года. При этом некоторые стадионы рискуют оказаться недостроенными.
Последнее пике Александра Нерадько
Больше половины средств, выделенных на аэропорты Дальнего Востока, "пропали". Будут ли отвечать за это высшие чиновники?
Подорожавшее на четверть за полгода авиатопливо потянет за собой цены на билеты
Авиакомпании могут поднять цены на билеты уже на Новый год.
Запасный выход. Валерий Окулов уходит из Минтранса после скандала с «ВИМ-Авиа»
Премьер-министр Дмитрий Медведев отправил в отставку заместителя министра транспорта, курирующего авиацию.
Подрезали крылья
Решение Росавиации заложило мину под будущее отечественного авиапрома.
В Минтрансе нашли крайнего
За то, что Минтранс прошляпил ситуацию с «Вим-Авиа», может ответить зять Бориса Ельцина Валерий Окулов.
«ВИМ-Авиа» потянула за собой замминистра
Валерий Окулов покидает Минтранс.
Росавиация не одобрила план план спасения "ВИМ-авиа"
План Карлова – декларация, реальных инвесторов нет, заявил министр транспорта Максим Соколов.
Cуд арестовал имущество «ВИМ-Авиа»
Имущество авиакомпании, прекратившей полеты в середине октября, на общую сумму почти в 131 млн рублей арестовано по иску банка «Авангард».
Росавиация рискует не достроить взлетно-посадочную полосу в «Шереметьево» к ЧМ -2018
Проект тем временем подорожал еще на 15% до 64,1 миллиарда рублей.
Авиакомпания Utair выпустила финансовые закрылки
Четвертая по величине российская авиакомпания испытывает большие финансовые проблемы и близится к краху. Но ее руководство и Росавиация делают вид, что ничего не происходит.