Госкорпорация «Ростех
» находится в фаворе у руководства страны. Об этом свидетельствует хотя бы недавнее награждение главы компании Сергея Чемезова звания Героя России. Однако и другие топ-менеджеры госкорпорации и приближенные к ним лица неплохо себя чувствуют в лучах его славы, и при этом на них льется золотой дождь, позволяющий строить шикарные особняки и отщипывать лакомые куски государственной собственности. А законодательную поддержку выгодному бизнесу оказывают лоббисты в Госдуме.
Врагам назло, родным на радость
Несмотря на западные санкции, с 2017 по 2018 год входящая в «Ростех
» компания «Рособоронэкспорт» увеличила свой портфель заказов на оружие на 10 млрд долларов — с 45 млрд до 55 млрд. Однако далеко не все доходы от торговли оружием достаются государству. Особенно ярко это видно на примере семьи главы «Рособоронэкспорта» Александра Михеева, который занял этот пост в 2017 году.
Прошел лишь год, и его сын Алексей стал владельцем поместья на Рублевке в ParkVille Жуковка, выяснили журналисты «Собеседника». Стоимость 36 соток земли в «уникальном поселке для самых взыскательных покупателей фешенебельной загородной недвижимости» и построенного на этом участке коттеджа площадью 1204 кв. м — порядка миллиарда рублей. Правда, владел этой роскошью Алексей Михеев недолго. Он переписал недвижимость на трех своих несовершеннолетних детей, самой младшей из которых еще нет даже года.
Журналисты полагают, что без помощи Александра Михеева его сын с семьей вряд ли могли бы финансово рассчитывать на дорогостоящий рублевский особняк. К примеру, у их семейной фирмы «Экотехнология», где Алексей гендиректор, я его жена Мирослава Дума — учредитель, доходов нет, а убытки есть. А до недавнего времени Алексей Михеев занимал чиновничью должность — был директором департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга.
«Ростех
» и Ротенберги
Вместе с Михеевыми в ParkVille Жуковка живут известные всей России братья-миллиардеры Борис и Аркадий Ротенберги. Сын последнего — Иван не так давно стал обладателем крупного пакета акций Тульского патронного завода, который является одним из основных отечественных производителей боеприпасов. Журналисты выяснили, что доля предприятия ему досталась от Алексея Соловова — участника коррупционного скандала, связанного с хищениями в рамках контракта «Рособоронэкспорта» с властями Венесуэлы.
Тогда российские оборонщики по договоренности с тогдашним венесуэльским команданте Уго Чавесом заключили контракт, по которому должны были построить в Венесуэле завод по производству автоматов Калашникова и патронов к ним. Но завод так и остался на бумаге, хотя на него было потрачено больше миллиарда рублей, по всей видимости, осевших на счетах подставных фирм.
По данным СМИ, к этим махинациям как раз и имел отношение Соловов, которого в 2016 году осудили на три года условно за мошенничество.
У Ротенбергов, кстати, имеются и другие точки соприкосновения с «Ростех
ом». Так, их компания «Трест Гидромонтаж» по проекту госкорпорации строит мусоросжигательный завод в Московской области.
Доходы и расходы
По данным журналистов, зарплаты в «Ростех
е» весьма неплохие. Так глава госкорпорации Сергей Чемезов зарабатывает порядка 332 млн рублей в год, член правления Анатолий Сердюков — 213 млн.
Но даже такие высокие доходы подчас не сочетаются с недвижимостью, которую приобретают топ-менеджеры «Ростех
а». Так, журналисты выяснили, что директор госкорпорации по экономике и финансам Оксана Лобанова, получающая 21 млн рублей в год, недавно стала владелицей жилья стоимостью свыше 200 млн. Таунхаус площадью 352 кв. метра в элитном поселке Silver Place находится на территории природоохранного комплекса «Серебряный Бор».
Свойские госконтракты
Изучив подрядчиков «Ростех
а» и его структур, можно придти к выводу, что семейные и дружеские связи имеют важное значение в получении госконтрактов. Так, жена гендиректора концерна «Техмаш» Владимира Лепина Ирина является бизнес-компаньоном совладелицы ООО «Эколиния» Валентины Гапошкиной. Эта компания работает по госконтракту с судостроительным заводом «Вымпел».
Ростех
овский концерн «Созвездие», как выяснили журналисты, переплачивает за аренду офисов у фирмы тещи Чемезова и супруги его зама Владимира Артякова.
А жена главы ЦНИИточмаша Альберта Бакова — старшая дочь режиссера Никиты Михалкова Анна, сыграла одну из главных ролей в фильме «Годунов», который профинансировала госкорпорация.
«Ростех
» на распродаже
Недавно глава государства согласился с просьбой Чемезова докапитализировать принадлежащую «Ростех
у» Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) на 300 млрд рублей. В то же время глава наблюдательного совета «Ростех
а», министр промышленности Денис Мантуров сообщил о планах по ее продаже, поскольку, дескать, актив стал интересен инвестору.
Такой же интересный актив — доля в «Росэлектронике» — перешла в руки миллиардера Владимира Евтушенкова. В свою очередь структуры банкира Виктора Григорьева выкупили у «Ростех
а» за 14 млрд рублей 75% холдинга «Технодинамика», являющегося основным российским производителем оборудования для авиации.
75% концерна «Калашникова» также находится в частных руках, к примеру, у замминистра обороны Алексей Криворучко, ставшего одним из акционеров оружейного предприятия. Второй акционер — олигарх Андрей Бокарев.
Коррупция и лоббизм
Время от времени «Ростех
» сотрясают коррупционные скандалы. Так, сын управляющего директора по организациям прямого управления госкорпорации Владимира Литвина Михаил по подозрению в мошенничестве объявили в международный розыск. Сейчас он скрывается в Лондоне.
В Мордовии сотрудники получастного Ковылкинского электромеханического завода стали мигурантами дела о взятках, которые они получали с января 2015 по сентябрь 2018 года. По данным следствия, деньги им передавали коммерсанты за лоббизм при заключении договоров.
Но лоббизм для «Ростех
а» дело привычное и где-то даже государственное. По данным «Трансперенси Интернешнл» в Госдуме интересы этой госкорпорации лоббируют, в частности, Иван Квитка, Артур Таймазов, Алексей Балыбердин, Альфия Когогина, Владимир Гутенев из «Единой России» и коммунист Павел Дорохин.