До конца 2016 года Смольный планирует решить с ВТБ все детали по выкупу помещений в комплексе «Невская Ратуша» в Дегтярном переулке. Как стало известно «Фонтанке», в правительстве уже отказались от идеи переуступить 115 тысяч кв.м. стороннему инвестору. Сейчас на рабочих вариантах обсуждают, как вернуть в бюджет 14 млрд рублей, которые придется перечислить банку. Основной вариант – вновь переверстать список комитетов, которые должны будут переехать в «Невскую ратушу». Их здания продадут или сдадут в аренду.
Административный центр «Невская Ратуша» – проект, который достался команде Георгия Полтавченко от эпохи Валентины Матвиенко. Во время ее губернаторства «ВТБ Девелопмент», которую на тот момент возглавлял сын градоначальника Сергей Матвиенко, получила в аренду территорию бывшего трампарка №4 в Дегтярном переулке. Концепция проекта была простой: инвестор возводит административно-деловой центр, в котором часть помещений достается Смольному. Город выкупает их и получает современные офисы, в которые переезжает часть комитетов и ведомств. А здания, которые те занимали ранее, уходят с молотка – в качестве компенсации затрат на покупку объекта.
Администрация Георгия Полтавченко крайне скептически отнеслась к такому варианту государственно-частного партнерства. Во-первых, нынешний губернатор является резким противником массовой приватизации государственного имущества: при нем Смольный не расстался ни с одним знаковым объектом, кроме вынужденной продажи Елисеевского магазина его арендатору Евгению Пригожину. Во-вторых, пришедшие с Полтавченко вице-губернаторы – Сергей Вязалов и Василий Кичеджи – не видели смысла в переезде из одного здания в центре в другое. Так, Кичеджи предлагал отдать городскую часть «Невской Ратуши» под детский «Дворец науки и техники».
Однако разорвать соглашение с ВТБ было проблематично. Стоимость выкупа росла: вместо первоначальных 10 млрд рублей она в итоге достигла 14 млрд. В Смольном тянули с закрытием сделки до последнего, ожидая официальной сдачи комплекса в эксплуатацию. Все документы были подписаны надзорными ведомствами в конце февраля 2016 года. Но в Смольном продолжали выжидать, ссылаясь на необходимость полноценной оценки стоимости «Невской Ратуши». Появилась и новая надежда избежать переезда: ВТБ начал вести переговоры со сторонним инвестором, который мог бы выкупить долю города в комплексе. В качестве одного из интересантов называли «Газпром».
Однако в итоге эти переговоры ни к чему не привели, признал высокопоставленный источник в имущественном блоке. Сейчас, по его словам, в правительстве готовятся к необходимости выплатить ВТБ 14 млрд рублей. Ранее рассматривался вариант, при котором банк предоставит городу длительную рассрочку на 10 лет. «Этот вопрос еще обсуждается, возможно, мы в итоге решим закрыть эту историю в течение короткого времени, большими траншами», – говорит собеседник «Фонтанки».
В условиях кризиса в Смольном также вернулись к идее по компенсации затрат за счет продажи зданий. В 2013 году губернатор Георгий Полтавченко утвердил список комитетов и ведомств, которым предстоит покинуть насиженные места. Он формировался с боем: руководители смольнинских подразделений до последнего просили не включать их в этот перечень. В итоге, например, удалось избежать переезда комитету по строительству, который занимает здание на набережной Мойки, 76. Кроме того, в список не вошли комитет по энергетике и комитет по образованию, работающие в переулке Антоненко. Хотя сотрудники комитета по социальной политике, расположенного по соседству, последние годы живут с мыслью о том, что рано или поздно им придется перебираться в Дегтярный переулок.
Лоббистская работа продолжалась и позже. Осенью 2015 года Георгий Полтавченко внес изменения в список. Из него, например, был исключен комитет по благоустройству, работающий на Караванной улице. Недовольство коммунальщиков можно понять: расположенный практически в том здании комитет по развитию транспортной инфраструктуры сумел доказать, что из «Невской Ратуши» невозможно нормально руководить строительством дорог. Кроме того, из перечня выпал комитет по физической культуре и спорту, которому передан двухэтажный особняк 18 века на Миллионной – в двух шагах от Дворцовой площади.
«Список будет вновь пересматриваться с точки зрения ликвидности зданий, перспектив их продажи», – рассказал «Фонтанки» источник в имущественном блоке. Сейчас в нем есть такие знаковые объекты, как комплекс правительственных зданий на улице Зодчего Росси и площади Ломоносова. Здесь базируются жилищный комитет, комитет по градостроительству и архитектуре, КГИОП, Госстройнадзор, Центр государственной экспертизы. При таком подходе неизбежно вернется в строй переезжающих и комитет по физической культуре с его особняком на Миллионной.
Кроме того, в него, скорее всего, включат тех, кто не попал в постановление правительства еще в 2013 году: комитет по строительству, все ведомства с переулка Антоненко, а также комитет по развитию транспортной инфраструктуры с его зданием на Караванной улице. Привлекательным с точки зрения продажи выглядят и помещения на Малой Садовой, которые занимает комитет по здравоохранению. А также площади на Невском, 40, отданные комитету по культуре. Для сравнения: в августе Смольный заключил договор о продаже Елисеевского магазина структурам кремлевского ресторатора Евгения Пригожина за 810 млн рублей (при площади в 1 тысячу кв.м.)
Окончательно варианта обновленного списка нет: различные варианты сейчас обсуждаются на заседаниях рабочей группы с участием чиновников экономического и имущественного блоков. «Просчитываются разные сценарии. Например, мы можем сделать ставку на долгосрочную аренду, чтобы сохранить здания, но постепенно вернуть деньги. Есть и смешанный вариант: что-то продается, что-то сдается в аренду», – говорит чиновник, знакомый с ходом обсуждения. Планируется, что до конца года будут решены принципиальные вопросы с ВТБ по рассрочке, а потом появится и окончательный список переезжающих.
«Будут обновлять? Спасибо, придется теперь опять просить, чтобы нас не перевозили», – так отреагировал руководитель одного из городских комитетов на новость о том, что перечень еще нельзя считать закрытым.