Завод Чемезова и его фирмы-прокладки: как взвинтили цены на не самые качественные аппараты ИВЛ

Источник
Подведомственное Ростеху предприятие наладило торговлю медтехникой через подставные компании

С началом эпидемии коронавируса рынок аппаратов искусственной вентиляции легких переживает необычайный подъем, но еще недавно все было не так:  больницы выбирали импортную технику, и у  входящего в Ростех завода возникли проблемы со сбытом, даже после того, как иностранную продукцию стали вытеснять законодательным путем. Выход подразделение госкорпорации Сергея Чемезова нашло простой — для участия в госзакупках была создана дилерская сеть из компаний без сотрудников и капитала. В итоге цены на аппараты ИВЛ, качеством которых недовольны медики, возросли в разы.

Небывалый спрос на аппараты ИВЛ в России и по всему миру возник с началом распространения эпидемии коронавируса. Это связано с тем, что вирус COVID-19 вызывает пневмонию, после чего легкие у больных перестают работать нормальным образом — люди задыхаются. При этом еще несколькими месяцами ранее у больниц не было необходимости в большом количестве аппаратов ИВЛ, поэтому сейчас наблюдается дефицит этого оборудования.

Свою роль в дефиците ИВЛ сыграло российское правительство, которое в целях развития импортозамещения ограничило закупку аппаратов зарубежного производства. Так власти собирались дать возможность заработать отечественным производителям ИВЛ, но в итоге заработали возникшие во множестве посредники-спекулянты.

Как выяснила «Новая газета» совместно с порталом «Важные истории» и изданием «7х7», благодаря правилу «Третий лишний», которое ввел бывший премьер-министр Дмитрий Медведев, иностранных производителей медицинского оборудования стали выдавливать из закупок в России. Правило работает так: если на конкурс подали заявки два производителя из России или Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Беларусь, Казахстана и Киргизия), то заявка зарубежного поставщика автоматически отклоняется.

В прошлом году Медведев добавил аппараты ИВЛ в ограничительный перечень, на которое распространяется правило «Третий лишний. Решение было принято несмотря на многочисленные протесты со стороны медицинского и экспертного сообщества, а также простых граждан. Эксперты отмечали, что больницы закупают иностранное оборудование не ради ущемления отечественных производителей, а только из-за заботы о жизни и здоровье граждан — зарубежные аппараты работают лучше и надежнее.

Власти ко мнению специалистов не прислушались. В медицинском сообществе полагают, что промышленный лоббизм пересилил здравый смысл. В результате принятое решение сыграло на руку Уральскому приборостроительному заводу (УПЗ) из Свердловской области, который входит в корпорацию «Ростех» Сергея Чемезова.

УПЗ производит несколько типов аппаратов искусственной вентиляции легких. Самый известный из них называется «Авента-М».

Продажу своего оборудования УПЗ сопровождает судебными тяжбами, так как больницы в регионах отказываются добровольно покупать ИВЛ у структуры «Ростеха», в интересах пациентов выбирая зарубежное качество. Завод пытался оспаривать закупки, проведенные не в его пользу, но безуспешно — суды вставали на сторону медиков, так как те имеют право исходить из своих нужд при закупке оборудования, выбирая то, которое лучше подходит для лечения больных.

Как выяснили журналисты, производитель решил в этой ситуации пойти окольным путем. УПЗ подбирает себе дилеров для продажи аппаратов ИВЛ, а те идут на закупки, выдают аппараты «Авента-М» за оборудование другой марки и поставляют их больницам в нарушение закупочных условий.

«Эти фирмы выходили на конкурсы, обещали поставить оборудование с соответствующими характеристиками (под которые, как правило, подходили только зарубежные образцы), а привозили отечественные аппараты ИВЛ. И больницам по всей стране приходилось массово от них отказываться», — говорится в расследовании.

Например, в июне прошлого года новосибирский Минздрав закупил через аукцион 13 аппаратов ИВЛ для трех онкобольниц на сумму почти 26 млн рублей. Победившая на аукционе фирма «Марксон» из Санкт-Петербурга подписала контракт и привезла аппараты с другими техническими характеристиками, отличными от прописанных в закупочной документации. Это были аппараты «Авента-М» с завода «Ростеха». В декабре контракт был расторгнут Минздравом. К омпания «Марксон» попала в список недобросовестных поставщиков, а затем подала в суд, чтобы засилить свою сделку.

Из открытых источников видно, что фирма «Марксон» была зарегистрирована только в 2018 году, основным видом ее деятельности является техобслуживание и ремонт автотранспорта, а в штате компании числится всего один человек. Журналисты вышли на директора фирмы, который оказался «номиналом» — подставным лицом.

«Марксон» засветился и в других закупках с аналогичным исходом: победа на аукционе, поставка неправильных аппаратов ИВЛ, расторжение контракта. Так, на Кубани фирма поставила 29 аппаратов за 80 млн рублей, нарушила условия закупки и пошла в суд.

За прошлый год «Марксон» заключил контракты на поставку 51 аппарата ИВЛ с уральского завода, и 44 аппарата были возвращены заказчиками из-за несоответствия техническим требованиям.

Помимо «Марксона» такими же недобросовестными продажами занимаются и другие фирмы с номинальными директорами. «Новая газета» пишет о компании «Союз», куда директором взяли 22-летнюю поэтессу из Петербурга по объявлению в интернете. Девушка призналась в разговоре с журналистами, что просто хотела подзаработать, поэтому согласилась возглавить компанию, но при этом никаких действий она фактически не производит и фирмой не управляет.

«Союз» также находится в реестре недобросовестных поставщиков за срыв государственного контракта на поставку трех аппаратов ИВЛ для областной клинической больницы Орла в 2018 году. 

Две фирмы связывает один человек, которого зовут Евгений Жуков: раньше он был одним из учредителей «Союза», и он же представлял по доверенности в ФАС «Марксон». Он также имеет отношение и к другим подставным компаниями, торгующим аппаратами «Авента-М». Одной фирмой «руководит» простой разнорабочий со стройки, другой — человек, пропавший без вести.

В беседе с журналистами Жуков сообщил, что действительно занимается поставками медоборудования российского производства, а «прокладками» пользуется, чтобы избежать дисквалификации за нарушения условий поставок. Отказы больниц принимать аппараты «Авента-М» он объясняет коррупционными связями, мол, представители больниц и региональных Минздравов берут откаты у иностранцев, поэтому и игнорируют продукцию УПЗ.

«Это тема больше для уголовного расследования, чем журналистского. Те случаи, где нас отстраняли, где были суды, технические задания «прописывались» под конкретного поставщика, в котором была заинтересована больница. Ну естественно, не за бесплатно. Есть заинтересованные люди, поэтому так и делают», — заявил Жуков.

По словам предпринимателя, так же, как он поступают еще десятки дилеров. А УПЗ помогает своим партнерам, предоставляя своих юристов для участия в судах, оказывая консультации и даже техническую постпродажную поддержку.

Сейчас у фирм Жукова нет проблем со сбытом — даже отечественные аппараты ИВЛ забирают с руками. «Я в день получаю на почту по 15–20 запросов на поставку именно этих аппаратов [«Авента-М»]», — утверждает Евгений. 

Однако появление многочисленных фирм-посредников создало другую проблему —  аппараты ИВЛ «Авента-М» продаются по цене чуть ли не вдвое выше заводской.

Если в 2019 году генеральный директор УПЗ Булат Гайнутдинов заявил, что цена аппарата «Авента-М» в максимальной комплектации составляет около 1,4 млн рублей, то у «Марксона» те же самые аппараты стоят уже по цене 2,5 млн рублей за штуку, что на 73% дороже цены завода-изготовителя.

Фирма «Союз» в 2018 году поставила ИВЛ «Авента-М» для республиканской клинической инфекционной больницы Улан-Удэ за 2,2 млн рублей, что более чем на 50% дороже цены УПЗ. 

Другая компания из Санкт-Петербурга — «Техинфо» (штат ее сотрудников составляет 1 человек) — в 2018 году поставила 4 аппарата «Авента-М» в детские клинические больницы города Уфы. Стоимость одной единицы составила 2,6 млн рублей, что на 80% дороже цены завода-изготовителя. 

Как отмечают крупные поставщики зарубежных ИВЛ, нормальная наценка, даже с учетом всех рисков, не должна превышать 30-40%.

В итоге главными бенефициарами импортозамещения ИВЛ оказались многочисленные посредники — «прокладки», на счетах которых и оседала основная прибыль от перепродажи ИВЛ больницам. 

В конце прошлого месяца правительство России выделило Минпромторгу 7,5 млрд рублей из резервного фонда на закупку дополнительных ИВЛ, чтобы ликвидировать их острый дефицит в регионах России. Единственным поставщиком оборудования назначили «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), в который входит УПЗ.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях в сфере закупок медтехники — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

Пока одни медики сражаются с пандемией, другие — используют сложную обстановку в своих интересах. Руководи...

Компании с одним сотрудником доверили стройку на 130 миллионов

Дворец и две квартиры в Нью-Йорке стоят порядка 11 млн долларов

Региональные парламентарии бьют рекорды по росту доходов

Совет Федерации поищет конфликт интересов в действиях сенатора

Персоны Компании
«Алмазный мальчик» Сергей Иванов никак не может насытиться
Отпрыск всесильного экс-главы администрации президента доводит якутскую компанию «Алроса» до потерь, а его друзья в правлении выписывают  себе астрономические бонусы.
От «Вулкана» до «Азино» - как онлайн-казино испортили интернет и где реакция государства?
Azino777 вновь на слуху. И дело не в очередном рэп-шедевре, а в уголовщине
Александр Файн лезет в кошелек Мантурова
За громким конфликтом вокруг акций конструкторского бюро "Корунд-М" может скрываться подковерная драчка руководителя А1 Александра Файна и главы Минпромторга Дениса Мантурова
Старшая дочь Владимира Путина отредактирует геном
В 2018 году Владимир Путин поставил задачу по развитию российской генетики, сравнив потенциал генной инженерии с новой «ядерной бомбой».
Коррупция повышенной готовности: как подчиненные Собянина раздают бюджет фирмам-однодневкам
Компании с одним сотрудником доверили стройку на 130 миллионов
Посредники отечества
«Важные истории» о том, как главными поставщиками отечественных ИВЛ стали фирмы, оформленные на «номиналов»
Дефицит доверия
«Важные истории» о том, как энтузиасты решили шить маски, но столкнулись с госмонополией и спекуляцией на медицинских товарах
Братьев Магомедовых уличили в неорганизованности
Защита считает, что после изменений в законодательстве их нельзя обвинять в оргпреступности.
Физики, лирики и юрлица банка «Россия»
Уже почти тридцать лет ведущий акционер банка «Россия» Юрий Ковальчук в одном строю с президентом. Они сотрудничали едва ли не с первых дней появления Владимира Путина в мэрии Санкт-Петербурга и основали знаменитый дачный кооператив «Озеро». Созданная «Россией» «Национальная Медиа Группа» (далее — НМГ) заметна в кремлевской пропаганде. Но не станет ли недавнее решение Ленинградского областного суда началом грядущей опалы, разбирался журнал «Компания».
Рыбу и крабов чекисты делят по-питерски
Неудачная попытка Собчак войти в крабовый бизнес на Дальнем Востоке напомнила о другой жертве экспансии Глеба Франка в регион – приморском губернаторе Олеге Кожемяко.
Отмыть миллионы вместо подъездов: коронавирусный бюджет для приятеля министра
Приближенный к властям бизнесмен получает почти 2 млн в день ни за что
Крабы для дочки: как Нарусова использует Лебедева для защиты бизнеса Собчак
Совет Федерации поищет конфликт интересов в действиях сенатора
Топ-менеджеры "Уралвагонзавода" конфликтуют с Александром Потаповым
За прошедший год закупки на 13 миллиардов остались без участников.
Питерские чекисты идут на нерест
Неудачная попытка Ксении Собчак войти в крабовый бизнес на Дальнем Востоке напомнила «Компании» о еще одной неочевидной жертве экспансии Глеба Франка в регион – приморском губернаторе Олеге Кожемяко. В регионе считают, что его жене Ирине Герасименко пришлось продать свой траловый флот, чтобы не столкнуться с интересами семьи друга Владимира Путина Геннадия Тимченко.
Сергей Чемезов умаслит Сечина
​Продажа самарского производителя подсолнечника и зерна "Био-тон" может обернуться крупнейшей аферой.
Фальков и Дружинина: во что превратилась кадровая политика российского чиновничества
Новым заместителем министра образования стала его старая любовница.
Чапаев и Анка, дельфин и русалка… Фальков и Дружинина? Во что превратилась кадровая политика российского чиновничества
как связан с тюменским гаражом Фалькова, вдруг превратившимся в 6-этажное здание прямо в самом центре Тюмени. Здание площадью 1532 кв. м предлагают в аренду за 950 тыс. рублей или же его можно купить
Академия в кармане
Как номеклатура РАН во главе с Юрием Осиповым растащила земли, дачи и квартиры