"Затравленному" банкиру припомнили рисковые операции

Источник
По делу о хищении 1,88 млрд рублей из бюджета, в котором обвинен банкир Александр Гительсон, выступил бывший председатель правления ВЕФКа.
Виталий Рябов убеждал суд, что подсудимый не вор, а "жертва травли", в которой он видит руку бывшего вице-губернатора Петербурга Михаила Осеевского (ныне зампреда ВТБ).

Экс-председателю совета директоров банковской группы ВЕФК Александру Гительсону Следственный комитет вменил хищение 1,88 млрд бюджетных рублей. В «Инкасбанке», входившем в группу, держал счет финансовый комитет Ленобласти. С него, по версии обвинения, банкир распорядился перевести госденьги в 2008 году, когда начались финансовые трудности, и якобы распорядился ими по своему усмотрению. Операцию сочли особо крупным мошенничеством. Бывшая председатель правления «Инкасбанка» Татьяна Лебедева по этому же делу ранее получила 4 года условно.

Сегодня, 13 ноября, в суд пришел экс-председатель правления ВЕФКа Виталий Рябов. Противясь статусу свидетеля обвинения, сразу замолвил слово за шефа, с которым работал с 2004 года: «Гительсон не планировал никаких хищений».

Вспоминая осень 2008-го, Рябов пояснил, что к проблемам ВЕФКа и, как следствие, нехватке денег привело стечение обстоятельств. По его мнению, финансовый кризис, когда Центробанк в борьбе с инфляцией резко ограничил возможность межбанковского кредитования и тем самым лишил организацию Гительсона доступа к свежим средствам, совпал с травлей ВЕФКа: "Даже тогдашний вице-губернатор Петербурга Осеевский на совещании с контрагентами (имелись в виду подведомственные учреждения Смольного. – Ред.) заявил, что ВЕФК накренился и вот-вот рухнет, и велел им ни в коем случае не посылать деньги в банк".

Как результат – резкий отток средств. По оглашенным в суде цифрам, за октябрь 2008-го средства на счетах клиентов сократились с 24,5 млрд до 15 млрд, а депозиты физлиц – с 25 до 18. То есть за месяц из ВЕФКа вывели больше 16 млрд рублей.

"Это была катастрофа, – говорил Рябов. – Когда бегут вкладчики, ни одному банку, даже Сбербанку, не устоять. Это был системный кризис в стране, пострадавших было много. В октябре 2008 года я предложил Александру Владимировичу обратиться к Агентству по страхованию вкладов (АСВ) в качестве управляющего. Причем, по моему личному и глубокому убеждению, он сам никуда не собирался убегать и искал выход из тяжелой ситуации. Но после прихода агентства я, например, ни одного управленческого решения не принял".

Представитель правительства Ленобласти, признанного по делу потерпевшим, спросил: "Вы можете назвать хотя бы один нормативный правовой акт или федеральный закон, в котором ситуация осени 2008 года характеризовалась бы словосочетанием «финансовый кризис»?"
Свидетель съехидничал: "У нас и сегодня кризиса нет. У нас – волатильность. Или турбулентность. Но курс свидетельствует сам за себя".

Рябов охарактеризовал Гительсона как прекрасного математика, работоголика, проводившего в офисе по 12 часов, дорожившего ВЕФКом. Судья Анатолий Ковин на лестную характеристику отреагировал: "Вы кто по образованию?" – "Инженер-экономист". – "Послушать вас, так во всем виновата жизнь. Люди с высокой эрудицией, математического склада ума, и ничего не могли сделать с банком, найти выход?"

Судья, как бы размывая впечатление о банковском гении Гительсона, предложил огласить допрос Рябова от октября 2009 года. Тогда свидетель сидел в столичном изоляторе «Матросская тишина», проходя еще по одному «вефковскому» делу – о растрате порядка 900 млн рублей. По мнению СКР, Гительсон, Рябов и еще один топ-менеджер, Иван Бибинов, выдали заведомо невозвратные кредиты подконтрольным фирмам.

Судя по тогдашним показаниям Рябова, Гительсон действительно кредитовал близкие ему компании, с незнакомыми клиентами предпочитал не работать, и по меньшей мере некоторые операции были рисковыми, грозившими отзывом лицензии. Деятельность на грани, приведшую к нехватке денег в банке, в котором миллионы студентов и пенсионеров получали стипендии и пенсии, подтверждало АСВ. Две трети кредитов ВЕФК, по подсчетам агентства, направлялись по прямому указанию акционеров в развитие собственных проектов. Деньги переводились на подконтрольные счета и якобы бесследно исчезали.

Гительсон вину в хищении бюджетных средств не признает. Он не отрицает задолженность, но, по версии защиты, на момент уголовного дела в апреле 2009 года действовало соглашение с Ленобластью о реструктуризации задолженности, и поэтому возбуждение произошло до события вероятного преступления.

«Гительсон действительно вел переговоры о реструктуризации, но, по нашим данным, это был способ отсрочить свое привлечение к уголовной ответственности и ввести государство в лице областного правительства в заблуждение», – пояснили «Фонтанке» в ГСУ СК по Петербургу.
Деньги правительство вернуло. В рамках уголовного дела были арестованы акции структуры ВЕФКа и реализованы в рамках гражданского судопроизводства.

Кроме «бюджетного» дела, СК считает Гительсона причастным еще к нескольким преступлениям (в частности, упомянутому кредитованию подконтрольных фирм на 900 млн рублей и даче взятки 2 млн долларов бывшей главе отделения Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу Наталье Гришкевич). Привлечь банкира по этим эпизодам не могут без разрешения Австрии. Запрос из России уже направлен, ответа пока нет.



Персоны Компании
Чем занимаются сыновья бизнесменов из окружения Путина
И как санкции в отношении отцов помогут их детям.
Обзор 3-7 ноября: снимем стринги за Донбасс
Стриптизерши в Питере обчищали клиентов не одной наживы ради, министры в Москве сдували друг у друга диссертации, Тимченко мог отмывать деньги в США, а в Астрахани сажают на 10 лет за 10 миллионов.
Заемщика ВТБ приговорили в Лондоне
За неуважение к Высокому суду основателю САХО грозит 16 месяцев тюрьмы.
Хакеры опубликовали переписку о «катастрофической» ситуации в банках
Анонимные авторы блога Shaltay Boltay опубликовали очередную переписку – на этот раз одной из сторон якобы является руководитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова. В материалах описана ситуация в российской банковской системе, в том числе в отдельных кредитных организациях, с оценкой «катастрофическая»
Риск пошел на счет
Названы новые оценки потерь российских банков на Украине.
Вкладчики вывели из банка Коломойского $400 млн
Украинские банки с начала года лишились четверти всех вкладов.
Все крупнейшие кубанские компании, строившие дороги для Олимпиады-2014, обанкротились
Вслед за КДБ и «Тоннельным отрядом — 44» настала очередь «Тоннельдорстроя».
«Роснефть» ищет помощь в Великобритании
Государственная нефтяная компания «Роснефть» оспорит санкции США и Евросоюза за 17,7 млн фунтов усилиями британских адвокатов.
Ротенберги оставили все детям
Аркадий и Борис Ротенберги передают активы сыновьям: Игорю Аркадьевичу досталось 26,4% «Мостотреста», Роману Борисовичу — контроль над финской Arena Events.
Константин Малофеев о бизнесе, политике, санкциях и благотворительности
Основателя инвестфонда Marshall Capital, бывшего крупнейшего частного акционера «Ростелекома» Константина Малофеева называли «серым кардиналом» российского IT-рынка.
Расследование РБК: что делает в России украинский олигарх Курченко
Владельца холдинга «ВЕТЭК» Сергея Курченко украинские СМИ называют одним из самых близких к «семье» президента Виктора Януковича. Оба они скрылись с Украины примерно в одно и то же время, оба «нашлись» в России.
МВД не доверяло "Евротрасту"
Руководство банка задержано или объявлено в розыск.
Горькие проценты
Почему карьера Павла Сигала закончилась тюрьмой.
Лебедев «налетел» на следствие?
Сегодня в головном офисе Национального резервного банка (НРБ) прошли обыски, сообщили корреспонденту The Moscow Post в СКР.
Возмездие синдиката: почему Сечину стоит опасаться новых санкций ЕС
Новые санкции Евросоюза в отношении России могут ударить по доступу российских компаний и банков к рынку европейского капитала. Какие компании пострадают больше всех?
Как бизнес привыкает к войне
Война на востоке Украины не могла не ударить по российскому бизнесу, имеющему интересы в этой стране.
«В кино все опасно»: как Александру Роднянскому удается зарабатывать на фильмах
Известный продюсер в интервью Forbes — о важности коммерческого успеха, инвестициях в киноиндустрию, работе с государством и перспективах «непатриотических» фильмов.
«Медовой месяц» России и Крыма заканчивается
Жителей полуострова беспокоят коррупция, банки и Киев, который может попытаться их завоевать.