Возмездие синдиката: почему Сечину стоит опасаться новых санкций ЕС

Источник
Новые санкции Евросоюза в отношении России могут ударить по доступу российских компаний и банков к рынку европейского капитала. Какие компании пострадают больше всех?
«Возможные меры — это (запрещение) привлечения заемного капитала (через облигации, фондовые акции и синдицированные банковские кредиты) оборонными предприятиями, а также компаниями, чьей основной деятельностью является разведка, добыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов и в которых государство является мажоритарным акционером или держателем контрольного пакета акций», — цитирует газета  Financial Times документ о новых мерах против России, распространенный Еврокомиссией между странам-членами ЕС. Если запрет на привлечение капитала для российских компаний через облигации был ограничен предыдущими пакетом санкций, то запрет на синдицированные кредиты (выданные пулом банков на общих условиях) — новинка в мерах Евросоюза.

В наибольшей степени от синдицированных кредитов зависят госкомпании. На первом месте по их объему «Роснефть».

Компания, управляемая Игорем Сечиным , получила $31,4 млрд синдицированных кредитов для финансирования сделки по покупке ТНК-BP. Всего на подобные кредиты приходится почти 60% всего долга компании, или 1,25 трлн рублей. На первое полугодие 2014 года долг «Роснефти» иностранным банкам составил 1,76 трлн рублей, что занимает долю в 80% от всего долга компании. В «Роснефти» отказались от комментариев.

Именно «Роснефть» наиболее уязвима с точки зрения краткосрочного рефинансирования, считает аналитик БКС Артем Усманов. «Тем не менее компания имеет высокий уровень запасов ликвидности -- 700 млрд рублей на первое полугодие 2014 года, а также дополнительный источник фондирования в виде предоплаты по контракту на поставки нефти в Китай», -- комментирует эксперт. Несмотря на это, глава компании Игорь Сечин обращался к правительству за помощью на сумму 1,5 трлн рублей, которую объяснял санкциями.
На втором месте по использованию синдицированных кредитов находится «Газпромнефть».

Весь ее долг — 280 млрд рублей — состоит из синдицированных кредитов. Это 15% общего долга материнской структуры «Газпрома» на конец 2013 года, но «Газпром» и его «дочки» под западные санкции еще не попадали. В «Газпромнефти» сообщили, что ей удавалось привлекать средства на максимально выгодных на момент сделок условиях. «На протяжении ряда лет компания сохраняет низкое соотношение уровня чистого долга к EBITDA (в настоящее время – 0,64), а доля краткосрочных кредитов находится на уровне всего 15%. «Газпром нефть» и дальше будет рассматривать все возможности для привлечения средств, чтобы в случае необходимости определить оптимальный способ заимствований», — сообщили Forbes в «Газпром нефти».

Ощутимую зависимость от синдицированного кредитования остается у независимого производителя газа «Новатэка», который весной попал под санкции США. На него приходятся почти 30% долга компании или в $1,5 млрд. Значительно зависит от синдикаций «Совкомфлот», который также занимается транспортировкой нефтепродуктов. В прошлом году компания заняла $700 млн на строительство судов на семь лет. Это 26% долга компании. В «Новатэке» и «Совкомфлоте» отказались от комментариев.

«Много будет зависеть от того, как быстро компании найдут альтернативный источник кредитов до срока погашения нынешних, — говорит начальник аналитического отдела  «Управляющая компания КапиталЪ» Андрей Верхоланцев, — Скорее всего, эти источники будут дороже из-за премии за риск, что может негативно отразиться на показателях компаний».

По мнению Артема Усманова, в долгосрочной перспективе принятие запрета на кредитование от европейских банков окажет негативное влияние на возможности компаний по реализации долгосрочных проектов.

На связанных с государством банках запрет синдицированных кредитов скажется не столь значительно.

По данным МСФО за первое полугодие 2014 года, у ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка синдицированные кредиты занимают порядка 1% от долга. А вот куда больше новые санкции затронут ВЭБ, так как они занимают 3% от его долга. По словам ведущего аналитика «Олмы» Антона Старцева, это лишь лишний раз подтверждает, что ЦБ придется поддерживать госбанки. «Влияние новых санкций будет негативным, но эффект не будет таким масштабным, потому что уже действующие санкции ограничили российские компании и банки в кредитовании на американских и европейских рынках», — говорит Старцев.
  
«Безусловно, санкции в финансовой сфере приведут к ужесточению ситуации с фондированием и с ликвидностью на банковском рынке — кредитные ставки будут расти», — добавляет Верхоланцев.
Персоны Компании
Обзор 1-7 сентября: от Китая до Крыма
Развивать Сибирь зовут китайцев, в Крыму национализируют чужие активы, а в Москве  пытаются разобраться, почему миллиардные субсидии Минкомсвязи вдруг оказались на счетах казанского банка. Прибавьте к этому отставку ГФИ по Свердловской области, cкандалы в Новосибирске и сгущающиеся, но никак не проливающиеся  дождем тучи над головой «Роснано». Словом, обычная неделя.
Деньги «Роснефти» «ушли» губернатору?
Топ-менеджеры государственной компании «Роснефть» не оказались в числе фигурантов уголовного дела о хищении более 100 млн рублей, так как перед судом предстали только простые самарские предприниматели.
«Для наших китайских друзей ограничений нет»
Поднебесная продолжает усиливать присутствие в азиатской части России.
«Поближе к Китаю?»
Зачем президент хочет перенести из Москвы в Красноярск часть столичных функций и госкорпораций.
Сечин рассказал о «желании» Ходорковского и Невзлина отомстить
Президент «Роснефти» Игорь Сечин дал интервью немецкому еженедельному журналу Der Spiegel. Называя его едва ли не вторым по влиятельности, после Владимира Путина, человеком в России, издание отмечает: «Противники Сечина считают его Дартом Вейдером, поклонники — королем в энергетике».
Как бизнес привыкает к войне
Война на востоке Украины не могла не ударить по российскому бизнесу, имеющему интересы в этой стране.
Обзор 25-31 августа: выборы без скандалов – деньги на ветер
О серьезной конкурентной борьбе в регионах речи, конечно, не идет.Скорее, безальтернативным ставленникам власти дают понять, что все их грехи давно подсчитаны, занесены в папочки с тесемочками  и сложены в сейфы. В числе получивших подобные предупреждения – губернаторы Нижегородской и Астраханской областей господа Шанцев и Жилкин.
Кто не с нами, тот против нас?
Режим санкций - испытание западного бизнеса на гибкость и лояльность.
Системная защита
Кто стоит за атакой на "Башнефть".
Больно деловые
Глава «Роснефти» Игорь Сечин выиграл второй подряд иск к СМИ о своей репутации.
Сибирские крокодилы
За выборами в Новосибирске и Красноярске стоит борьба кланов.
«В кино все опасно»: как Александру Роднянскому удается зарабатывать на фильмах
Известный продюсер в интервью Forbes — о важности коммерческого успеха, инвестициях в киноиндустрию, работе с государством и перспективах «непатриотических» фильмов.
«Роснефть» заплатит Москве за свой новый дом 4,5 млрд руб.
За панорамный вид на Москва-сити из своего нового офиса «Роснефти» придется заплатить почти 4,5 млрд руб.
«Медовой месяц» России и Крыма заканчивается
Жителей полуострова беспокоят коррупция, банки и Киев, который может попытаться их завоевать.
Запасной аэродром — Юго-Восточная Азия
Что, если за санкциями в отношении «Добролета» последуют ограничения для всего авиационного сектора?
«Башнефтью» интересуются «Роснефть» и ННК Эдуарда Худайнатова
Как стало известно «Ведомостям», еще до объявления о размещении «Башнефти» в Лондоне долей в компании интересовались ННК Эдуарда Худайнатова и «Роснефть».
Геннадий Тимченко: за все в жизни надо платить. И за знакомство с руководством страны тоже
Основатель и владелец Volga Group согласен с тем, что деньги любят тишину. В новом проекте ИТАР-ТАСС "Первые лица" он рассказал о том, как санкции повлияли на его бизнес.
Германия дорого заплатит за оскорбление России
И поэтому не станет усиливать санкции, уверены наблюдатели.