Защита ЮНЕСКО не спасает исторические дома Петербурга от сноса

Источник
Как в Петербурге сносят и «аварируют» исторические здания ради коммерческого новодела.
После циничного сноса Спортивно-концертного комплекса в Санкт-Петербурге многие вспомнили, что в городе еще полно исторических зданий, на которые в режиме реального времени покушается вездесущий инвестор. Причем каждый раз возникает треугольник: девелопер, власть и общественные активисты, которые пытаются спасти историческую память.

Скандальный и бездарный снос Спортивно-концертного комплекса (СКК) на проспекте Гагарина, в результате которого погиб человек, а город лишился уникального сооружения, привлек внимание всей страны. Заинтересанты известны. Но этот случай – лишь один из целого цикла эпизодов, когда застройщик пытается уничтожить старое здание ради будущего новодела. Приведем некоторые адреса, их на самом деле очень много, но пока только знаковые, в самом центре Санкт-Петербурга. И уточним еще один важный момент – даже Смольный признает, что никто толком не владеет информацией о масштабах аварийности того или иного исторического дома. Последние тщательные исследования на эту тему проводились еще в городе, который назывался Ленинград.

Дом Басевича

Недавно градозащитники, создав живую сеть, протестовали против сноса дома №7 по Большой Пушкарской улице, еще его называют домом Басевича. Здание выкуплено инвестором, он желает на этом месте возвести то ли театр (если государство даст денег), то ли частное жилье. Накал страстей из-за того, что данный дом – один из примеров строительства так называемого доходного жилья в 19 веке. Там бы экскурсии водить, но здание, по сути, уже разрушено. В нем случались многочисленные пожары, а такие вещи редко происходят стихийно. Довести дом до состояния нестояния – давняя схема. Чтобы уже ничего невозможно было восстановить.

Военмед

Знаменитая на всю страну Военно-медицинская академия – это огромный комплекс исторических зданий в самом центре Петербурга. При министре обороне Анатолии Сердюкове возник сенсационный план выселить медиков и студентов на окраину города, в поселок Горская, а недвижимость на «золотой земле» реализовать. Естественно, врачи, да и многие жители северной столицы резко и даже ультимативно протестовали. Ситуация сошла на нет только в связи с отставкой Сердюкова. Тем не менее, одному инвестору (не будем делать им рекламу сейчас и далее в статье) удалось получить двухэтажное здание по адресу Боткинская улица, 17. Там располагалась научно-исследовательская лаборатория Военмеда. Общественники срочно отреагировали на эту тему, даже депутаты местного парламента обращались в Смольный с запросом, разрешена ли демонтажная работа? Горправительство в лице комитета по охране памятников (КГИОП) ответило, что нет, но пока суть, но не дело, инвестор здание разрушил. Теперь на этом месте коммерческое жилье. Примерно такой же сценарий прописался в случае с Обуховской больницей (Загородный проспект, 47Л), которая также относилась к Военмеду, а построена была в 1874 году. Здание исторического наследия. Демонтажный работы там также начались «без спросу», то есть, КГИОП был как всегда не в курсе. И даже дал запрет на снос. Но было как бы поздно – здания уже не существовало. Сейчас там также бизнес-жилье.

И есть подозрения, что комплекс зданий Военно-медицинской академии еще ждут следующие потери. Уж очень вкусную землю занимает.

«Миллионный» дом

Здание по адресу Миллионная улица, 10, а это в двух шагах от Зимнего дворца и дома, где жил Анатолий Собчак и живет Михаил Боярский, решили «реконструировать». В итоге строительный инвестор, дабы «углубить и расширить» дом Штакеншнейдера, где бывали Айвазовский, Гончаров, Достоевский, Тургенев, фактически превратил в вульгарный новодел. Зато, наверное, от клиентов не было отбоя, ведь вид из окон прямо на Эрмитаж…

Одоевский ампир

Прямо в данный момент под угрозой здание по адресу улица Одоевского, 10. Этот дом принято причислять к стилистике так называемого сталинского ампира. Или неоклассицизма, если быть точным. Сейчас в нем располагается медсанчать им. Калинина, но здание активно доводят до аварийности. Этот случай на днях рассматривался в КГИОП. И члены комитета приняли довольно неожиданное решение – данный дом не вносить в реестр памятников культурного наследия. Теперь судьба шикарного визуального дома почти предрешена…

Либо, либо

В заключение, после разговоров корреспондента «Нашей версии» с экспертами в сфере архитектуры, строительства, градозащитниками, самими девелоперами можно сделать несколько выводов:

1) Как и в случае с СКК, когда губернатор города Александр Беглов сказал, что даже не знал, кто собирается делать ремонтные работы в комплексе, в других эпизодах ситуация обстоит точно также. Либо городская власть вообще не контролирует ситуацию в вопросе охраны исторических зданий, либо…

2) Центр Санкт-Петербурга, который, к слову, находится под защитой ЮНЕСКО (не помогает) - под угрозой, исходящей от строительных компаний и прочих девелоперов. Места видовые, конечная прибыль крайне высокая, так что, по мнению строителей, цель еще как оправдывает средства, то есть, окупает.

3) Девелоперы порой искренно считают, что надо «снести рухлядь», и «сделать красиво».

4) Контролирующие органы, надзорные типа прокуратуры, не могут или не хотят следить за моментом сноса или доведения до аварийности того или иного исторического здания. При конкретных и правильно оформленных обращениям к ним. Это более чем странно. 5) Петербуржцы, а это главное в материале, самого разного возраста, крайне болезненно относятся к утрате исторического лица города. Когда сносился СКК, стихийно выскочили на протест несколько тысяч человек. Это показательно. Поэтому в треугольнике – девелопер, власть, люди, - логично сейчас вторым прислушаться к третьим, а вторым умерить аппетиты первых.
Персоны Компании
Анатолий Сердюков предложил улучшить имидж «суперджета» и МС-21 за 36 млрд
Анатолий Сердюков разработал план по спасению российского авиапрома
ВЭБ, Ютэйр, Роснано: названы чемпионы по убыткам
Треть российских компаний, согласно официальной статистике, убыточна.
«Славянка» снова в деле
Экс-руководителей структуры, обслуживавшей объекты Минобороны, обвинили в новых хищениях.
Рублевский архипелаг
История элитной Рублевки - от дачи Сталина до Владимира Путина и всей политической и бизнес-элиты России.
Семья экс-министра обороны Анатолия Сердюкова владеет недвижимостью на Рублевке стоимостью 1,2 миллиарда рублей
У бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, уволенного в 2012 году записаны два участка площадью более 150 соток
Геннадий Тимченко загнал снос спорткомплекса в смертельные рамки
31 января в Петербурге обрушилось здание спортивно-концертного комплекса «Петербургский».
Зингаревичей вгоняют в кому
Ярых застройщиков Санкт-Петербурга Михаила и Бориса Зингаревичей забросали судебными исками и требуют банкротства. Крах одиозной империи ударит и по спикеру ЗакСа Вячеславу Макарову?
Очень нудный и очень быстрый: как Мишустин прошел путь от коммерсанта 90-х до премьера
Новый российский премьер считается в ИТ-сообществе своим человеком. Forbes разобрался, почему Михаил Мишустин заслужил славу главного CIO страны и как ему это помогло стать премьер-министром
Чипы каменного века
Государство продолжает вливать десятки миллиардов в российские микросхемы Леонида Реймана и Владимира Евтушенкова в обмен на устаревшую продукцию.
Губернаторы-"лузеры": Сипягин, Фургал, Цивилев
Кто из российских губернаторов сохранит власть и влияние в следующем году, а кому уже сейчас пора приготовиться на выход?
Тигровые креветки и пармская ветчина: администрация Ивана Белозерцева погуляет за счет бюджета
Какие застолья за счет налогоплательщиков ждут госслужащих: «Собеседник» изучил меню «слуг народа» на этот Новый год
К Любови Совершаевой придвигают сразу несколько кресел
Любовь Совершаева сделала Александра Беглова губернатором, а теперь может им стать и сама.
Госкорпорация «Правосудие»
Пока Вячеслав Лебедев возглавляет Верховный суд, российские суды послушно выполняют волю власти. Чем еще Лебедев важен для Кремля?
Сергей Сердюков придарил матери дачу за 400 миллинов рублей
Семья бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова так и не смогла продать особняк под Петербургом. В итоге сын экс-чиновника оформил элитную недвижимость на свою мать-пенсионерку. Это позволит ему значительно сэкономить на налогах.