Российские снайперы продолжают ежегодно получать тысячи западных винтовок и миллионы патронов, несмотря на многолетние санкции. Прекратив прямые поставки в Россию, компании из ЕС, США и Турции в разы увеличили отгрузки в Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан. The Insider установил эти маршруты, а также связи ряда западных компаний с российскими импортерами оружия.
Американские винтовки в российской армии
В сентябре 2024 года на полигоне Ангарский в аннексированном Крыму прошли соревнования по снайперской стрельбе на дальние дистанции. Снайперы из спецподразделений Минобороны, силовых структур и гражданские стрелки соревновались в точности на дистанциях в 1600 и 3200 метров. Протоколы соревнований демонстрируют: спустя десять лет после введения эмбарго на экспорт оружия в РФ российские стрелки продолжают получать и западное оружие, и западные патроны.
На дистанции 1600 метров самыми популярными винтовками у российских высокоточников оказались американские Desert Tech SRS (7 участников из 36), британские Accuracy International AXSR (7 участников из 36) и австрийские Steyr Mannlicher SSG (7 из 36).
Винтовки российского производства использовали только семь стрелков, и лишь четверо предпочли российские патроны. На дистанции в 3200 метров самыми популярными снова были Desert Tech SRS (8 участников из 28), российские ORSIS (6 из 28) и Accuracy International AXSR (6 из 28). 24 участника из 28 предпочли американские патроны Hornady и Berger российским.
Винтовки российского производства использовали семь стрелков из 36, российские патроны — четверо.
В снайперском турнире участвовал в том числе Z-блогер Александр Арутюнов, пишущий под псевдонимом Razvedos. Судя по публикациям в его Telegram-канале, бывший разведчик неравнодушен к американскому оружию. В сентябре 2023 года он опробовал на стрельбище американскую винтовку Barret M107А1, назвав ее лучшей антиматериальной винтовкой в мире.
Как американское оружие попадает в Россию? The Insider удалось идентифицировать одного из тех, кто снабжает Арутюнова передовыми образцами американского оружия. Это москвич Сергей Александрович Кириченко 1982 года рождения. Среди постов в его Telegram можно увидеть четыре фото, сделанные на тех самых крымских соревнованиях, включая фото с Арутюновым.
Сергей профессионально увлекается снайперской стрельбой как минимум с 2018 года и может вкладывать миллионы рублей в свое увлечение. Судя по карточке стрелка Центра спортивного снайпинга, за шесть лет он последовательно сменил четыре снайперских винтовки: сначала финскую Tikka T3 на российский ORSIS, затем на австрийский Mannlicher и сейчас использует американскую Proof Research.
За последний год Сергей опубликовал более десятка объявлений о продаже американских винтовок Proof Research в профильных Telegram-каналах, рекламируя как оружие в наличии, так и поставки в скором будущем.
Маржинальности этого бизнеса могут позавидовать колумбийские наркобароны. Если в США Proof Research MDT в калибре 6,5 Creedmoor стоит $2900–3200, то в Москве за аналогичную винтовку Кириченко просит $17 000.
Лазейка в санкциях размером с Таможенный союз
Когда после аннексии Крыма в 2014 году страны Евросоюза ввели эмбарго на поставки оружия в Россию, в ограничениях остались две огромных лазейки. Во-первых, постановление Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 года, запретившее экспорт оружия в Россию, позволяло выполнять новые поставки по контрактам, заключенным до 1 августа 2014 года. Во-вторых, документ не предусматривал никаких контролирующих мер по экспорту в страны Таможенного союза — Армению, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан, которых с Россией объединяют как единое таможенное пространство, так и военно-политический блок ОДКБ.
Разрешительные документы на импорт вышеупомянутых американских винтовок Proof Research в Россию были оформлены не только в России, но и в Кыргызстане. А необходимые для импорта документы — сертификат или декларация соответствия, — оформленные в одной стране ЕАЭС, действуют на территории всех стран Таможенного союза.
Киргизский дистрибьютор оружия «Эдельвейс» получил два таких сертификата на винтовки Proof Research. Судя по налоговой отчетности, бизнес «Эдельвейса» с началом полномасштабной войны пошел в гору: сумма уплаченных фирмой налогов выросла с 20,03 млн сомов в 2020 году до 37,91 млн в 2023-м. В целом же киргизские импортеры оружия в 2023 году заплатили на 385% больше налогов, чем в 2021, казахстанские — на 99%.
Рост поставок соседям России из Евросоюза, Турции и США поражает воображение. Судя по данным UN Comtrade, проанализированным The Insider, эти страны ежегодно получают десятки тысяч единиц оружия. Налицо статистические аномалии: экспорт в Армению, Грузию, Казахстан и Кыргызстан за три года вырос в два с половиной раза: с 19 556 стволов в 2020 году до 53 211 в 2023-м. Так, экспорт винтовок и ружей из Италии в Армению вырос с 68 стволов в 2019 году до 1862 в 2023-м.
Кыргызстан в 2020 и 2021 годах вообще не покупал оружие в Италии, но в 2022-м завез 882 единиц, а в 2023-м — 4434. Грузия в 2021 году импортировала из США 431 ствола, а в 2022 году увеличила импорт практически в десять раз — до 4140 стволов. Самым крупным каналом поставок соседям России остается экспорт из Турции в Грузию, который вырос с 8426 стволов в 2019 году до 18 843 в 2023-м.
Зачем российским снайперам импортные винтовки
Почему Минобороны не довольствуется отечественным оружием? Российские винтовки в несколько раз уступают западным по дальности стрельбы. При этом продукция частных российских оружейников уже сравнялась по цене с американскими и европейскими образцами. Наконец, винтовок в российской армии банально не хватает.
Самая массовая снайперская винтовка, стоящая на вооружении Министерства обороны, — СВД — была разработана еще в 1957–1963 годах. Ее эффективная дальность стрельбы составляет 600–700 метров, что в несколько раз меньше показателей современных винтовок калибра .338 Lapua Magnum и .375 Chey Tac. А созданные в XXI веке СВЧ (снайперская винтовка Чукавина) и АСВК (армейская снайперская винтовка крупнокалиберная) лучше всего прокомментируют те, кому пришлось ими пользоваться.
Вот как описывает пресс-служба Федерации боевого снайпинга опыт стрельбы из СВЧ:
«Встреча с реальностью произошла мгновенно — первым же произведенным выстрелом ты получаешь настолько мощную порцию пороховых газов в лицо, что его приходится вытирать, и это не фигура речи, после серии выстрелов лицо покрывается обильным слоем сажи… Результаты стрельбы снайперским патроном 7.62x54R — до 700 метров относительно стабильно, дальше „фонари“.
При стрельбе на 750 метров в мишень размером 80 см в одну и ту же точку при одинаковой ветровой кондиции не было постоянства от слова совсем, стреляли стрелки с опытом кратно выше моего, результаты те же… В современных реалиях при этих дистанциях это не снайперская винтовка, это оружие „марксмана“, то есть длинного стрелка в составе стрелкового взвода».
Разработанная в 2004 году АСВК Корд превосходит все европейские и американские аналоги… по весу. Уже упомянутый бывший спецназовец Александр Арутюнов описывает ее так:
«Снайперы используют ее как секретное оружие против своих — если ваше начальство упорно не хочет понимать, что вы не любите давать ваш инструмент „спонсорам“ или если специалисты других воинских специальностей за**али просьбами типа „дай стрельнуть“. Так вот — „Корд“ все разрулит, и с огромной долей вероятности вас более не побеспокоят.
Спуск, что называется, сухой. Короткий ход, нарастание усилия и ЩЕЛК, точнее Х**К — и… Ты как будто проехал немного назад, тебе отсушило левую руку, которой ты держал магазин, а от количества пороховых газов возникают ассоциации с ведением огня из БМП-2. По личным впечатлениям, это противотанковое ружье, на которое поставили современную оптику и собрали нормальный патрон».
«При весе в 12,5 кг кучность стрельбы на дистанции в 1000 метров позволяет разве что в амбар попасть», — резюмирует он.
Именно поэтому российские снайперы на дистанциях свыше одного километра используют либо импортные винтовки, либо оружие частных российских производителей: ORSIS компании «Промтехнология», Lobaev Arms Фонда Лобаева или Bespoke «Московской оружейной компании». Из-за роста спроса во время войны продукция этих фирм догнала европейских конкурентов по цене. Например, винтовка Bespoke Raptor калибра .338 Lapua Magnum на сайте оружейного магазина «Арсенал» стоит 1,8 млн рублей — дороже многих моделей австрийского Steyr Mannlicher и финской Tikka.
При этом ни контрабандный импорт, ни государственные заводы, ни частные оружейники не покрывают полностью потребности российской армии. И провоенные блогеры, и независимые издания многократно публиковали свидетельства того, как российские военнослужащие используют винтовки Мосина, разработанные еще в Российской империи в 1891 году.
Санкции? Не слышали
Самым крупным европейским производителем, напрямую связанным с российским получателем его продукции, является люксембургский холдинг Beretta. Как ранее выяснил The Insider, его работа в России не прекратилась ни после введения эмбарго ЕС, ни после начала полномасштабной войны. Совместное предприятие Beretta с оружейным бароном Михаилом Хубутией, компания «Русский Орел» и принадлежащие Хубутии компании в 2024 году получили более тысячи единиц оружия и более миллиона патронов, произведенных европейскими компаниями холдинга: карабины Benelli, Beretta, Beretta Benelli Iberica, Sako, Stoeger и Tikka, патроны Norma, RWS и Sako.
В июне 2024 года Госдепартамент США внес российскую «дочку» Beretta в SDN-лист. В Евросоюзе спустя почти год после публикации расследования на него по-прежнему нет никакой реакции: холдинг Beretta остается мажоритарным собственником российского импортера оружия, прямо нарушая как санкции США, так и постановление совета ЕС от 2014 года.
Зачастую европейские производители оружия и чиновники не только закрывали глаза на агрессию России в Крыму и Донбассе, но и вкладывали маркетинговые бюджеты в расширение дистрибуции на российском рынке. Спустя два года после аннексии Крыма и спустя два года после взрывов оружейных складов в чешском Врбетице, организованном сотрудниками ГРУ, генеральный консул Чешской Республики в Санкт-Петербурге Карел Кюнл лично открыл презентацию чешских продуктов для охоты и спортивной стрельбы — оптических прицелов Meopta Optika, патронов Sellier&Bellot, винтовок и пистолетов Česká Zbrojovka.
Дистрибьютором этих марок была петербургская компания «Альянс» получившая в 2022–2024 годах 251 карабин Česká Zbrojovka. По данным чешского издания Investigace.cz, учредители «Альянса» Филипп Гульчак и Михаил Удалов также владеют чешской компанией LYNXNIGHT S.R.O. Третьим совладельцем и управляющим директором этой фирмы является Дана Прохазкова. Полный тезка ее мужа Вацлав Прохазка с начала 2000-х годов является торговым представителем производителя боеприпасов Sellier & Bellot на российском рынке.
«Альянс» продолжает получать чешские бинокли, прицелы и патроны, несмотря на войну. Оптика попадает в Россию через Турцию, а поставки чешских патронов идут через Казахстан.
Посредник из Колорадо
Еще один поставщик снайперских винтовок и охотничьих ружей соседям России — небольшой американский оружейный магазин ABF из скромного городка Энглвуд в Колорадо. Согласно таможенным данным, за 2022–2023 годы эта фирма поставила в Казахстан 53 винтовки Accuracy International, Cadex Defence, FN Herstal, Patriot Ordnance Factory и Proof Research.
В Казахстане информация о продаже этих винтовок недоступна, зато как минимум два бренда этого оружия можно найти у российской компании, ранее сотрудничавшей с ABF. Менеджером и одним из совладельцев этой компании является некий Алекс Бурлаков. На форуме Guns.ru в 2009 году Алекса рекомендовали в качестве посредника по доставке, описывая его как «дилера патронов Бергер с экспортной лицензией, пули в Россию шлет».
ABF также сотрудничала с российской компанией «Варяг» — это средних размеров московский импортер оружия, оборот которого в 2023 году составил 175,5 млн рублей. Даже после начала полномасштабной войны «Варяг» продолжил получать американское и европейское оружие.
В 2022–2024 годах компания оформила сертификаты соответствия для импорта 193 винтовок Accuracy International, Barret, Cadex, Desert Tech и 213 пистолетов Glock. Все эти бренды в наличии в онлайн-витрине магазина. В октябре 2024 года «Варяг» демонстрировал два стенда с образцами американских и европейских винтовок на выставке «Орел Экспо» в московском Гостином Дворе. Директор «Варяга» Владимир Гребенюк также возглавляет «Раменский стрелковый клуб», организовавший вышеупомянутый снайперский турнир в Крыму.
Винтовки попали в Россию через торгового партнера в Казахстане — компанию «Казохотрыболовсоюз» (КОРС), чей бизнес с началом войны демонстрирует уверенный рост. Согласно отчетности компании, сумма уплаченных налогов выросла с 97,9 млн тенге в 2021 году до 143,6 млн в 2022-м и 193,2 млн в 2023-м. Ни одна из перечисленных выше марок недоступна для покупки в онлайн-магазине КОРС.
Партнерство с Германией через Казахстан
23 сентября 2013 года на День оружейника в Ижевске съехались высшие руководители оборонного сектора: президент Путин, вице-премьер Рогозин, министр обороны Шойгу. На праздник были приглашены иностранные партнеры ижевских предприятий, в том числе президент немецкой компании Hans Wrage & Co Фрауке Леманн.
Госпожа Леманн рассказала о двадцати годах сотрудничества с Ижевским механическим заводом и «Ижмашем»: «Наша фирма закупает российское оружие и продает его практически во все страны мира. Мы представляем продукцию „Ижмаша“ и Ижевского механического завода на многих международных выставках. В этом году были в Бразилии, Китае и Абу-Даби. Уже больше двадцати лет работаем с ижевскими производителями оружия».
Hans Wrage также тесно работала с Барнаульским патронным заводом: так, в 2011 году компания организовала ежегодное собрание Ассоциации дилеров и дистрибьюторов БПЗ в Гамбурге. По словам Леманн, «Hans Wrage является крупнейшим иностранным партнером БПЗ, принимает активное участие во многих международных выставках, а на ключевых, таких как IWA и SHOT Show, выставляется совместно с заводом на едином стенде».
В Германии Фрауке Леманн принадлежит доля в Hans Wrage, который перепродавал по всему миру ижевские охотничьи карабины и барнаульские патроны. А в России она с 2011 года и до настоящего момента владеет 15,96% компании «Русимпэкс». Эта фирма импортирует в Россию японские карабины Miroku, немецкие карабины Anschutz, охотничьи ружья Krieghoff, патроны Ruag Ammotec и RWS. Документы на последнюю партию в 195 тысяч патронов RWS были оформлены за месяц до начала полномасштабной войны, 25 января 2022 года.
С началом войны оборот компании сократился, но она продолжает работу: выручка в 2022 году составила 74 млн рублей, а в 2023 году — 33 млн. Кроме охотничьего и спортивного оружия, «Русимпекс» поставлял и патроны армейских калибров. В 2011–2013 годах компания заключила шесть госконтрактов на сумму 12,6 млн рублей с воинской частью №55056, входящей в ФСБ.
Компания «Русимпекс» после начала войны импортирует в том числе патроны армейских калибров
Один из ключевых партнеров госпожи Фрауке в России — известный нам по связям с Beretta оружейный барон Михаил Хубутия. Немецкая предпринимательница связана с ним через две фирмы. Её деловым партнером по ООО «Русимпекс» с долей в 78,72%, является Рафик Етумян, связанный с Хубутией через целый ряд других дистрибьюторов оружия.
А до 24 апреля 2020 года Фрауке Леманн владела 9% в компании «Русский Орел», совместном предприятии Хубутии и холдинга Beretta. При этом до 12 апреля 2018 года 5% в капитале «Русского Орла» принадлежали топ-менеджеру концерна «Калашников» Эдуарду Иоффе. То есть и Леманн, и холдинг Beretta нарушали санкции Госдепа США, который внес Иоффе в SDN-лист тремя годами ранее.
Таможенные данные подтверждают, что Hans Wrage продолжает активную работу с российскими клиентами, отказавшись лишь от прямых поставок оружия и амуниции. В июле 2023 года петербургская компания «Технорд» получила от немецкого дистрибьютора 14,175 тонн пуль для пневматических винтовок общей стоимостью более $100 тысяч производства чешской JSB Match Diabolo.
В декабре 2022 года Hans Wrage поставила «Русимпексу» чехлы для оружия и охотничью одежду на $69 тысяч. В октябре 2022 года партию охотничьей одежды и обуви на $11 тысяч получила компания «Кольчуга», принадлежащая партнеру Хубутии Рафику Етумяну.
Hans Wrage продолжает активную работу с российскими клиентами, отказавшись лишь от прямых поставок оружия и амуниции
Как это возможно? На помощь снова пришел Казахстан: прямые отгрузки оружия в Россию прекратились, но экспорт в оружия в Казахстан с началом войны продемонстрировал значительный рост. За 2022–2023 годы Hans Wrage поставила минимум 309 итальянских ружей Benelli своему давнему партнеру «Корган Центр» и дистрибьютору «Олимпик Шымкент».
Сумма налогов, уплаченных этими фирмами, с начала войны выросла на 112% и 172% соответственно. Как ранее выяснил The Insider, по крайней мере некоторые из единиц оружия, импортированных этой казахской компанией, оказались на полках российского магазина «Орел», принадлежащего Хубутии. Согласно таможенным данным, итальянское ружье Beretta DT11 Anniversario и немецкий карабин Sauer 404 Stutzen в июле 2023 были поставлены в Казахстан, а в феврале 2024 года эти же модели появились на московском прилавке.
За 2022–2024 годы Hans Wrage продала как минимум 176 карабинов Blaser казахстанскому «Корган Центр». Корреспондент издания Correctiv, расследовавший контрабанду немецкого оружия в Россию, в 2023 году посещал этот салон под видом покупателя. Три фирменных стенда винтовок Blaser были полупусты, а продавец в салоне на вопрос о возможности купить винтовку и организовать перевозку в Россию ответил «непросто, но можно».
Винтовки Blaser обнаружились и у другого партнера Hans Wrage — Барнаульского патронного завода. С началом полномасштабной войны предприятие стало разрабатывать патроны нового для себя калибра для дальнобойных снайперских винтовок .338 Lapua Magnum. Для их пристрелки использовали немецкие винтовки Blaser R8 Long Range GRS .338 Lapua Magnum.
На момент публикации материала компании «Альянс», Meopta, Ceska Zbroevka, Sellier Bellot, Desert Tech, КОРС, ABF Inc и Hans Wrage не ответили на запросы The Insider.