В интервью Forbes она рассказала, в чем была бизнес-логика сделки, которая легла в основу уголовного преследования.
Бывший гендиректор автодилера «Рольф» Татьяна Луковецкая 18 июня стала вице-президентом по продажам и маркетингу в компании «Аурус», которая производит в том числе президентский лимузин Aurus Senat. А уже 27 июня стало известно, что менеджер вместе с основателем «Рольфа» Сергеем Петровым и экс-коллегой, директором департамента развития бизнеса Анатолием Кайро стала фигурантом уголовного дела. Луковецкой, как и другим фигурантам, вменяется часть 3 статьи 193.1 УК РФ («валютные операции по переводу денежных средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов», от 5 до 10 лет лишения свободы). На момент возбуждения дела Луковецкая была в отпуске в Испании, 6 сентября Басманный суд Москвы выдал санкцию на заочный арест ее и Петрова.
Петров с момента возбуждения уголовного дела дал множество интервью и комментариев. Татьяна Луковецкая, которая до сих пор никак не комментировала ситуацию, дала Forbes первое интервью, письменно ответив на вопросы редакции.
В июне, на момент возбуждения уголовного дела, вы уже не работали в «Рольфе». Буквально накануне вы получили назначение в проект государственной важности — вице-президентом компании «Аурус». Как отнеслись в компании к этой истории? Занимаете ли вы сейчас эту должность?
На момент возбуждения уголовного дела я занимала пост вице-президента по продажам и маркетингу в компании «Аурус», на данный момент я там не работаю. Я не обсуждала эту историю ни с кем в компании.
Когда в «Рольфе» начались обыски, вы были за границей. Можете ли рассказать, что это была за поездка? Когда вы должны были вернуться в Россию?
Это был плановый отпуск, вернуться планировала в конце июня. Был обратный билет, который пропал из-за произошедшего. Были планы, связанные с новым, интересным и амбициозным проектом, которые разрушились.
На ваш взгляд, почему следователи не дождались вашего возвращения?
Мотивы следователей мне не известны, и разбираться в них, я думаю, не имеет смысла. Есть правовая сторона вопроса, и здесь мне все понятно, нет и не было никаких законных оснований для возбуждения уголовного дела.
Как вы узнали о том, что в «Рольф» пришли следователи, а ваше имя фигурирует в материалах дела? Кто вам позвонил (написал)? Сразу ли вы связались с Сергеем Петровым? Помогает ли он вам сейчас строить линию защиты или вы защищаетесь автономно?
Мне позвонили родные, потом из сообщений прессы. С Сергеем Петровым на каком-то этапе созвонились. Сейчас никакого взаимодействия по этому поводу у нас нет.
Какие были первые версии о том, что происходит? Насколько сложно вам далось решение — не возвращаться в Россию?
Версий не было никаких, для меня это дело стало полной неожиданностью. Решение было вынужденным и далось мне очень сложно.
Были ли попытки следователей поговорить с вашими адвокатами, получить какие-нибудь разъяснения вашей позиции?
Нет.
Следствие считает фиктивной сделку по покупке акций компании «Рольф Эстейт» в 2014 году. Можете ли подробнее рассказать, что это была за сделка?
Это была очень важная с экономической точки зрения сделка. Для любого профессионала абсолютно понятный и прозрачный бизнес-процесс. А попытки следствия представить ее как фиктивную, назвать перекладыванием собственных средств из российского кармана в зарубежный выглядят по меньшей мере непрофессионально.
Для меня, как генерального директора ООО «Рольф» в то время, для совета директоров акционера, Panabel Limited (кипрская компания, у которой «Рольф» в 2014 году купил акции «Рольф Эстейт» по якобы завышенной в 20 раз цене, что легло в основу уголовного дела. — Forbes), были абсолютно ясны все ее преимущества. Сделка преследовала совершенно конкретные цели, во-первых, снизить издержки на поддержание избыточной корпоративной структуры, во-вторых, повысить эффективность и инвестиционную привлекательность компании.
Компания «Рольф» приобрела акции «Рольф Эстейт» и в результате стала непосредственным владельцем дилерских центров, их земельных участков и недвижимости. По сути, приобретая акции, компания получала значительный актив в виде недвижимости, что увеличивало ее надежность в глазах инвесторов. Таким образом, благодаря проведенной реорганизации бизнеса и консолидации активов, существенно увеличилась стоимость «Рольфа», компания стала более привлекательна для потенциальных инвесторов. Именно поэтому впоследствии, в соответствии с реализацией стратегического плана компании, ООО «Рольф» провело успешный выпуск облигаций в России, привлекло значительный объем денежных средств, направленный на расширение бизнеса и открытие новых дилерских центров в стране. Была продолжена подготовка к стратегически важному выходу на IPO.
Еще один важнейший результат той сделки: у ООО «Рольф» повысился уровень финансовой устойчивости и величина ее общих активов, благодаря чему ведущие международные рейтинговые агентства присвоили и подняли кредитные рейтинги ООО «Рольф», а банки-партнеры увеличили лимиты финансирования и снизили процентные ставки, что, в свою очередь, привело к росту объемов бизнеса. После реорганизации юридическая структура компании стала прозрачной и понятной для контрагентов, включая ФНС и другие государственные органы. Сегодня «Рольф» — самая эффективная, открытая и понятная инвесторам, партнерам и госорганам компания. Она первая компания своей отрасли, которая начала аудироваться по МСФО.
И еще важный момент. Я не сомневалась в справедливости стоимости приобретаемых акций, поскольку она не только была подтверждена независимым оценщиком, но и дополнительно подтверждена данными бухгалтерской отчетности, проверенной и подтвержденной независимыми аудиторами.
Уголовное дело базируется на совершенно абсурдных аргументах и должно быть закрыто. Была прозрачная и понятная сделка, абсолютно законная. Любые рассуждения о нарушении закона в этом контексте у всех мало-мальски думающих людей вызывают недоумение.
Какое положение офшор Panabel Limited занимал в холдинге и почему был ликвидирован?
Компания владела акциями ООО «Рольф» и ЗАО «Рольф Эстейт». Почему позже был ликвидирован, не знаю. Уверена, на то были рациональные причины.
Если говорить о самом активе — компании «Рольф Эстейт»: чем владела эта компания на момент ее продажи, какая недвижимость была на балансе?
На момент сделки компания «Рольф Эстейт» владела 17 дилерскими центрами в Москве и Подмосковье, а также их земельными участками и недвижимостью. Это дилерские центры на Алтуфьевском, Ленинградском, Ярославском, Варшавском шоссе, ул. Обручева и так далее. Вы можете себе представить, что эта недвижимость стоит 200 млн рублей, как утверждает следствие?
Кто проводил оценку ее стоимости?
Оценку проводила московская компания «Юрис, право и аудит».
Согласно материалам дела, деньги — 4 млрд рублей — были перечислены на счет Panabel Limited. Известно ли вам, на что они были потрачены в дальнейшем?
Я являлась генеральным директором ООО «Рольф», и этот вопрос не имеет отношения к моему функционалу, но, насколько мне известно, эти средства были направлены на погашение синдицированного кредита, выданного ранее «Рольфу».
Одна из версий, которая появилась сразу же в СМИ, — это нападки на компанию со стороны конкурента Петрова — Александра Варшавского из «Авилона». Есть ли под этими слухами какие-либо основания? Пытался ли «Авилон» купить «Рольф»? Были ли какие-либо переговоры между компаниями? Писало ли руководство «Авилона» когда-нибудь официальные заявления в правоохранительные органы с просьбой привлечь к ответственности «Рольф»? В чем суть конфликта с «Авилоном»?
Мне об этом ничего не известно.
А были ли другие предложения о покупке «Рольфа»? И если были, то от кого?
Также не в курсе.
Как вы относитесь к другой версии о том, что атака на «Рольф» связана с тем, что Сергей Петров близко взаимодействовал с лидерами оппозиции?
Мне сложно это комментировать, я не обладаю информацией по этому вопросу.
Есть ли у вас связь с «Рольфом»? Оказывает ли компания вам поддержку — юридическими консультациями, документами?
Нет.
Известно ли вам, в каком состоянии находится сама компания «Рольф» сейчас?
Важно понимать, что это уголовное дело не имеет отношения к работе «Рольфа». И насколько я знаю, смотрю в интернете, компания работает эффективно и остается признанным лидером рынка.
По решению Басманного суда вы, как и Сергей Петров, объявлены в международный розыск. При этом Петров воспринял новость об этом достаточно спокойно — у него, по его собственному признанию, есть гражданство Австрии, а Австрия своих граждан не выдает. Как вы планируете защитить себя в случае, если Россия потребует вашей экстрадиции?
Я уверена в том, что правда на моей стороне. Буду защищать себя всеми законными способами.