Компания заявляет, что банк обещал ей полностью списать льготный кредит, если она не будет увольнять своих сотрудников. Однако новые правила подсчета численности работников позволили ВТБ отказать сети в списании долга. В конфликт попросили вмешаться бизнес-омбудсмена Бориса Титова и главу Минэкономразвития Максима Решетникова.
Что произошло
В июне 2020 года «Zамания» получила льготный кредит от ВТБ на 44,5 миллиона рублей в рамках программы поддержки бизнеса, пострадавшего от пандемии COVID-19. По условиям договора сеть развлекательных центров обязана была к 1 марта 2021 года сохранить штат сотрудников на 90%, выяснил журнал «Компания». При выполнении этого условия банк должен был списать кредит.
В «Zамания» уверяют, что компания полностью выполнила свою часть договоренностей. Сеть не только не уволила работников, но и нарастила штат в пандемию. «По итогам 2020 года ООО "Замания" зафиксировала почти 50-процентное падение выручки, при этом компания всеми силами пыталась сохранить трудовой коллектив», — следует из обращения компании к министру экономического развития Максиму Решетникову и бизнес-омбудсмену Борису Титову (имеется в распоряжении «Компании»).
Тем не менее ВТБ отказался полностью списать задолженность сети, сообщил владелец «Zамании» Павел Ковшаров. На момент заключения договора стороны ориентировались на данные ПФР о застрахованных лицах на 1 июня 2020 года. По словам Ковшарова, банк самостоятельно изменил условия договора и пересчитал численность штата компании на основе данных Федеральной налоговой службы за апрель 2020 года.
В результате показатель сохранения штата упал ниже 90% — это позволило банку списать лишь половину задолженности «Zамании». Компания считает действия банка незаконными, так как они не соответствуют действующему на момент заключения соглашения закону.
«Хотелось бы верить, что неожиданное лишение нашей компании государственной помощи связано именно с технической ошибкой, а не с намеренными действиями банковских или государственных структур», — заключил Ковшаров в своем письме.
Он отметил, что противоречия, закравшиеся в порядок предоставления субсидий, «позволяют манипулировать бюджетными средствами и разорять предприятия, которые в трудный момент доверились государству».
«Zамания», основанная в 2015 году, управляет детскими парками аттракционов. По итогам 2019-го прибыль компании составила 29,3 миллиона рублей, а выручка — 1,3 миллиарда. Ее гендиректором и основным бенефициаром является Павел Ковшаров.
Учредитель компании — ООО «Парк развлечений», которому принадлежит 70% в ООО «Замания». Еще 30% в ней в январе 2018-го выкупила группа «Основа» Александра Ручьева и других экс-владельцев девелопера «Мортон».
Причины отказа
С аналогичной проблемой столкнулись и другие компании, которые также брали льготные кредиты в «Сбере» и Промсвязьбанке. Аппарат бизнес-омбудсмена получил около 100 подобных жалоб. Дело в том, что правительство изменило требования по сохранению персонала предприятиями, пояснил "Коммерсанту" глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Антон Свириденко.
Изначально бизнес должен был предоставить данные о сохранении персонала по состоянию на 1 июня 2020 года. Но позднее правила изменились, а банки-кредиторы стали определять численность сотрудников компаний-заемщиков на основе более ранних сведений, которые фиксировались ФНС.
При получении льготного кредита до 25 июня отражались сведения о работниках за апрель, а после 25 июня — за май, говорит Свириденко. Банки, в свою очередь, утверждают, что действовали строго в соответствии с постановлением правительства.
Решение проблемы
В аппарате Бориса Титова сообщили, что уже обратились в Минэкономики с просьбой скорректировать условия программы выдачи льготных кредитов. Однако одобрения получено не было.
Эксперты называют единственно верным способом разрешить конфликт обращение в суд. Кредиторы в данном случае подошли к вопросу формально, а судья может встать на сторону заемщиков, если они подтвердят выполнение условий договора, говорит в беседе с «Коммерсантом» директор департамента корпоративного права юридической компании РКТ Елена Кравцова.
Другого мнения придерживается старший юрист судебной практики Crowe CRS Legal Евгений Шикунов. По его словам, суд, скорее всего, поддержит позицию банков даже притом, что поправки к законам не имеют обратной силы. В ином случае это означало бы, что новое постановление правительства не подлежит применению, продолжает он.
В апреле Павел Ковшаров писал в своей колонке для журнала "Компания", что, хотя в 2020 году правительство и оказало помощь отраслям, пострадавшим от коронавируса, тем не менее многие компании из этих отраслей не смогли ее получить, а регуляторные механизмы пока работают против бизнеса и иногда «применяют к нему удушающие приемы».